Кадровые полномочия Федерального Собрания Российской Федерации как элемент партисипаторного парламентского контроля
Аннотация
Организация публичной власти в нашей стране исключает традиционные жесткие формы контроля парламента в отношении исполнительной власти, характерные для парламентских республик. В России большинство контрольных полномочий замкнуто на главе государства, и их перераспределение в пользу парламента вряд ли произойдет в ближайшее время. В этой связи автор развивает концепцию партисипаторного парламентского контроля как совместной деятельности с иными государственными органами, прежде всего с Президентом РФ. Реализация данной концепции в статье анализируется на примере кадровых компетенций Федерального Собрания. Автор рассматривает кадровые полномочия парламента, акцентируя внимание на поправках, внесенных в Основной закон в ходе конституционной реформы 2020 г. Предлагаются изменения в действующие нормативные акты с целью устранения противоречий и повышения эффективности реализации кадровых компетенций. Отдельно рассматриваются возможности отрешения от должности ряда должностных лиц по результатам парламентского контроля. Делается вывод о недостаточной институциональной проработке данных вопросов и предлагаются меры по расширению возможностей российского парламента в их решении.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 03/2023 |
Страницы | 42-49 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2023-3-42-49 |
В научной литературе наиболее распространенным является мнение, что основным фактором эффективности парламентского контроля является определенная форма правления. Отмечается, что с позиции действенности контрольных полномочий парламента наиболее перспективной является парламентарная (парламентская) республика, при которой правительство формируется парламентом и несет ответственность перед ним. «К факторам, ограничивающим парламентский контроль, следует отнести установленные в конституциях механизмы взаимоотношения законодательной и исполнительной властей, которые определяются формой правления, политическим и государственным режимами».