Дата публикации: 28.02.2023

Кадровые полномочия Федерального Собрания Российской Федерации как элемент партисипаторного парламентского контроля

Аннотация

Организация публичной власти в нашей стране исключает традиционные жесткие формы контроля парламента в отношении исполнительной власти, характерные для парламентских республик. В России большинство контрольных полномочий замкнуто на главе государства, и их перераспределение в пользу парламента вряд ли произойдет в ближайшее время. В этой связи автор развивает концепцию партисипаторного парламентского контроля как совместной деятельности с иными государственными органами, прежде всего с Президентом РФ. Реализация данной концепции в статье анализируется на примере кадровых компетенций Федерального Собрания. Автор рассматривает кадровые полномочия парламента, акцентируя внимание на поправках, внесенных в Основной закон в ходе конституционной реформы 2020 г. Предлагаются изменения в действующие нормативные акты с целью устранения противоречий и повышения эффективности реализации кадровых компетенций. Отдельно рассматриваются возможности отрешения от должности ряда должностных лиц по результатам парламентского контроля. Делается вывод о недостаточной институциональной проработке данных вопросов и предлагаются меры по расширению возможностей российского парламента в их решении.




В научной литературе наиболее распространенным является мнение, что основным фактором эффективности парламентского контроля является определенная форма правления. Отмечается, что с позиции действенности контрольных полномочий парламента наиболее перспективной является парламентарная (парламентская) республика, при которой правительство формируется парламентом и несет ответственность перед ним. «К факторам, ограничивающим парламентский контроль, следует отнести установленные в конституциях механизмы взаимоотношения законодательной и исполнительной властей, которые определяются формой правления, политическим и государственным режимами». 

Список литературы

1. Авакьян С.А. Слово «власть» не должно пугать [Интервью с С.А. Авакьяном] / С.А. Авакьян // Закон. 2020. № 12. С. 8–16.
2. Безруков А.В. Конституционная реформа: основные направления и пути совершенствования конфигурации публичной власти в России / А.В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 3–9.
3. Булаков О.Н. Парламентское право России : курс лекций / О.Н. Булаков, И.Н. Рязанцев ; под редакцией О.Н. Булакова. Москва : Юстицинформ, 2007. 295 с.
4. Винокуров А.Ю. Поправки к Конституции Российской Федерации в контексте закрепления статусных положений о прокуратуре / А.Ю. Винокуров // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 4. С. 31–34.
5. Дзидзоев Р.М. Институт ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах своей деятельности и вопросы парламентской ответственности Правительства / Р.М. Дзидзоев // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 21. С. 23–25.
6. Дробот С.Е. Формирование Правительства РФ: новый порядок и старые проблемы / С.Е. Дробот // Правовые проблемы укрепления российской государственности : материалы Всероссийской научнопрактической конференции (г. Томск, 28–30 января 2021 г.) : сборник научн
7. Заикин С.С. Незаметная конституционная поправка, или зачем нужны представители Федерации в Совете Федерации России / С.С. Заикин // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 6 (115). С. 21–47.
8. Ибрагимов О.А. Конституционно-правовые проблемы реализации процедуры назначения Председателя Правительства Российской Федерации / О.А. Ибрагимов // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 10. С. 15–18.
9. Ибрагимов О.А. Конституционно-правовые проблемы формирования Правительства Российской Федерации / О.А. Ибрагимов // Академическая мысль. 2021. № 1 (14). С. 77–81.
10. Конджакулян К.М. Правовые основы суперпрезидентства в Российской Федерации: новые конституционные изменения / К.М. Конджакулян // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 12. С. 42–45.
11. Кондрашев А.А. Доктринальное осмысление места главы государства в различных республиканских формах правления / А.А. Кондрашев // Российский юридический журнал. 2020. № 4 (133). С. 9–20.
12. Кондрашев А.А. Конституционные поправки — 2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между «вечными главами» и главами 3–8 Конституции России / А.А. Кондрашев // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 18–29.
13. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть : учебник для вузов / ответственный редактор Б.А. Страшун. 4-е изд., обнов. и дораб. Москва : Норма, 2005. 895 с.
14. Малый А.Ф. Порядок формирования и отставки Правительства РФ: новации конституционной реформы / А.Ф. Малый, А.А. Гафуров // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2021. № 16. С. 132–139.
15. Петухова Н.В. Правовая природа целей и принципов федерального парламентского контроля / Н.В. Петухова // Журнал российского права. 2016. № 7. С. 28–34.

Остальные статьи