Настоящая статья продолжает исследование системы общих принципов административного права. Отталкиваясь от методологических подходов, освещается советская традиция понимания системы принципов административного права. В этот период господствовал управленческий подход. Соответственно, точнее выделять принципы советского государственного управления, которые не были рассчитаны на осуществление в судебной практике (за редким исключением случаев косвенного судебного контроля).
В современном законодательстве об обязательных требованиях и контрольно-надзорной деятельности была предпринята небесспорная попытка нормативного закрепления принципов публичного управления. Изначальной сферой применения таких принципов являются внесудебные административные (внутриведомственные) процедуры, участие невластных субъектов в которых носит иллюзорный и декларативный характер. Юридизация управленческих принципов возможна за счет более активного их применения в практике административного судопроизводства. Для судей эти принципы пока остаются новыми и непривычными.
Большинство новых принципов публичного управления представляет собой заимствование зарубежного опыта. Соответственно, представлен краткий сравнительно-правовой обзор системы общих принципов в главных моделях административного права, в том числе во французской, германской и англо-американской традициях.
В завершение анализируются подходы к системе принципов административного права в смешанных юрисдикциях. На этой основе оценивается опыт постсоветской России, включая роль судебной практики в этой сфере. Значительную роль в формировании рассматриваемых принципов сыграл Верховный Суд РФ. В практике административного судопроизводства наряду с традиционными требованиями законности и обоснованности нашли отражение «новые» общие принципы, в том числе требования поддержания доверия, законной цели, соразмерности (пропорциональности), разумности и необходимости.