Целью статьи является выявление причин низкой востребованности крестьянского (фермерского) хозяйства как коммерческой корпорации в качестве правовой формы осуществления предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства, установление соответствия рассматриваемой формы сущностным признакам крестьянского (фермерского) хозяйства и интересам его членов. Результат исследования показал отсутствие целостности и полноты правового обеспечения этой организационно-правовой формы, наличие правил, ставящих членов крестьянского (фермерского) хозяйства в менее выгодное положение в сравнении с участниками иных коммерческих корпораций. Изучение законодательства ряда постсоветских государств позволило выявить положительный опыт, который может быть использован для совершенствования российского законодательства.
Обоснованы предложения о необходимости внесения изменений в ст. 86.1 ГК РФ в части дополнения понятия крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица таким его сущностным признаком, как отношение родства (свойства), установление возможности применения типового устава, исключения субсидиарной ответственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также запрета на их участие в другом КФХ, созданном в качестве юридического лица. Автор считает, что требуется существенное обновление специального закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве путём включения в него положений о крестьянском (фермерском) хозяйстве как корпоративном юридическом лице.