Исследование раскрывает системные противоречия между конституционно-правовой доктриной единства публичной власти и ее практической реализацией на уровне местного самоуправления в России. Через призму диалектического подхода анализируются три ключевых дисфункции: амбивалентность принципа субсидиарности, вызванная абстрактностью доктринальных формулировок; разрыв между декларируемой и реальной автономией муниципалитетов, обусловленный идеализированностью доктрины; конфликт унификации и локального разнообразия, проистекающий из дуализма правовых норм. Доказывается, что эти противоречия не случайны, а имманентны природе правовой доктрины как регулятивного идеала. Работа вносит вклад в дискуссию о реформировании местного самоуправления, предпринимая попытку сместись фокус с констатации проблем к управлению доктринальными основаниями таких дисфункций.