В статье анализируются проблемы правовой природы института банкротства граждан, высказывается мнение об его сходстве с институтом прощения долга, приводится практика применения/неприменения правила об освобождении гражданина от исполнения долговых обязательств. Обосновывается необходимость дифференцированного подхода к долгам гражданина-банкрота в зависимости от их правовой и экономической природы, предлагается различать: задолженность по кредитам, долги по налоговым и коммунальным платежам, а также долги, не связанные с предпринимательской деятельностью кредитора. Высказывается мнение о необходимости регламентации отдельного порядка их списания, в том числе исключительно внесудебного по долгам, вытекающим из кредитных обязательств. Обращается внимание на особую значимость и нежелательность внесудебного списания долгов по налогам (в силу их особого общественного значения), коммунальным платежам (поскольку возможность их списания прямо затрагивает интересы других собственников жилых помещений в многоквартирном доме), а также долгов перед кредиторами, предпринимательской деятельностью не занимающимися (являющимися такими же гражданами, как должники). Для дополнительного обоснования выводов приводится примеры правового регулирования иностранных юрисдикций, в том числе США, Скандинавских стран, Австрии.