В современной правовой системе Российской Федерации органами публичной администрации (в том числе органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, имеющими в силу федерального закона статус государственного или иного органа), а также судами (в том числе судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации) применяются разнообразные виды принудительных мер, регламентированных административно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Основанием применения данных принудительных мер является совершение административных правонарушений, а также иных противоправных деяний, которые российский законодатель выделяет при помощи специальных терминов (нарушение обязательных требований, нарушение антимонопольного законодательства, бюджетное нарушение, налоговое правонарушение и др.), исключающих административную ответственность. Комплексный анализ норм действующего административно-процессуального законодательства Российской Федерации, применяемого органами публичной администрации и судами, проведенный с учетом прямого регулирующего воздействия Конституции Российской Федерации, позволяет в данном случае акцентировать внимание на практической значимости научно обоснованной теории полиморфизма административных деликтов в целях оптимизации современного механизма административного принуждения в условиях конституционного признания самостоятельности судебных и внесудебных органов, многообразия форм собственности, приоритета прав и свобод человека и гражданина в деятельности публичной администрации и судов.