Дата публикации: 29.02.2024

О необходимости разработки теории полиморфизма административных деликтов

Аннотация

В современной правовой системе Российской Федерации органами публичной администрации (в том числе органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, имеющими в силу федерального закона статус государственного или иного органа), а также судами (в том числе судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации) применяются разнообразные виды принудительных мер, регламентированных административно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Основанием применения данных принудительных мер является совершение административных правонарушений, а также иных противоправных деяний, которые российский законодатель выделяет при помощи специальных терминов (нарушение обязательных требований, нарушение антимонопольного законодательства, бюджетное нарушение, налоговое правонарушение и др.), исключающих административную ответственность. Комплексный анализ норм действующего административно-процессуального законодательства Российской Федерации, применяемого органами публичной администрации и судами, проведенный с учетом прямого регулирующего воздействия Конституции Российской Федерации, позволяет в данном случае акцентировать внимание на практической значимости научно обоснованной теории полиморфизма административных деликтов в целях оптимизации современного механизма административного принуждения в условиях конституционного признания самостоятельности судебных и внесудебных органов, многообразия форм собственности, приоритета прав и свобод человека и гражданина в деятельности публичной администрации и судов.




В отечественной науке административного права, учитывая исторически сложившееся административное законодательство об административных правонарушениях (Основы законодательства ССР и союзных республик об административных правонарушениях, КоАП РСФСР, КоАП РФ), административное правонарушение (проступок) получил название «административный деликт», который лег в основу таких научных терминов, как «административная деликтность», «административная деликтология», «административная деликтоспособность», «административно-деликтное право», «административно-деликтное (наказательное) законодательство», используемых отечественными учеными-административистами (А.П. Шергин, Д.Н. Бахрах и др.). Между тем в настоящее время некоторые ученые в своих рассуждениях ставят под сомнение возможность использования данных терминов в современной науке административного права (М.Н. Кобзарь-Фролова, А.А. Гришковец). Однако комплексный анализ ныне действующего и стремительно развивающегося административно-процессуального законодательства Российской Федерации, напротив, позволяет вести речь о необходимости использования термина «административный деликт» в качестве обобщающей категории, которая охватывает административные правонарушения, а также ряд самостоятельных видов противоправного поведения физических лиц, организаций, а также органов публичной власти, которые в силу федерального закона не признаются административными правонарушениями, но при этом выявляются специализированными органами публичной администрации (в том числе специализированными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, специализированными организациями, которые в силу федерального закона имеют статус государственного или иного органа), в отдельных случаях — судами, и влекут применение соответственно внесудебных и судебных принудительных мер, регламентированных в соответствии со ст. 72 Конституции РФ нормами административно-процессуального законодательства. Представляется, что при таком законодательном подходе противоправное поведение физических лиц, организаций, а также органов публичной власти, выявляемое специализированными органами публичной администрации или судами, однако в силу федерального закона не признаваемое административным правонарушением, но при этом влекущее применение внесудебных или судебных принудительных мер, регламентированных административно-процессуальным законодательством Российской Федерации, будет логичным рассматривать в качестве самостоятельных видов административного деликта, выявляемых в российской правовой системе наряду с административными правонарушениями, предусмотренными КоАП РФ.

Список литературы

1. Стахов А.И. Административные деликты как основа кодификации административно-процессуального законодательства / А.И. Стахов // Научный вестник Омской академии МВД России. 2020. № 1. С. 59–63.
2. Шергин А.П. Размышления об административно-деликтном праве / А.П. Шергин // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5 (78). С. 175–180.
3. Шергин А.П. Проблемы административно-деликтного права / Шергин А.П. // Государство и право. 1994. № 8–9. С. 52–65.
4. Стахов А.И. Судебное административно-процессуальное право России : учебник и практикум для вузов / А.И. Стахов, П.И. Кононов, Н.В. Ландерсон, С.А. Порываев. Москва : Юрайт, 2023. 571 с.
5. Стахов А.И. Публичная администрация: понятие, структура, система / А.И. Стахов, Н.В. Ландерсон // Административное право и процесс. 2021. № 10. С. 4–15.
6. Стахов А.И. Публичная администрация в Российской Федерации как субъект административного процесса / А.И. Стахов, Н.В. Ландерсон, Д.Г. Домрачев // Правоприменение. 2021. № 4. С. 1–15.
7. Стахов А.И. Особенности квалификации нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе осуществления государственного контроля и надзора / А.И. Стахов // Безопасность бизнеса. 2016. № 3. С. 23–27.
8. Стахов А.И. Меры административно-правового принуждения, применяемые в России в порядке, урегулированном административно-процессуальным законодательством / А.И. Стахов // Российский юридический журнал. 2022. № 6 (141). С. 119–126.
9. Стахов А.И. Квалифицирующие признаки и состав нарушения обязательных требований, выявляемого в ходе контрольно-надзорных мероприятий / А.И. Стахов // Актуальные вопросы применения норм административного права («Кореневские чтения») : материалы V Междунаро
10. Стахов А.И. Дела об административных правонарушениях как индифферентная категория юридических дел, разрешаемых в ходе административного процесса / А.И. Стахов // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чт
11. Бахрах Д.Н. Административная деликтность и административная деликтология // Бахрах Д.Н. Административное право России : учебник для вузов. Москва : Норма, 2002. 624 с.
12. Стахов А.И. Административно-устранимые и административно-наказуемые нарушения обязательных требований в структуре современного административного процесса / А.И. Стахов // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № S3–1. С. 122–133.
13. Севрюгин В.Е. Административный проступок: понятие, признаки, ответственность : монография / В.Е. Севрюгин. Москва : Академия МВД СССР, 1989. 164 с.
14. Лунев А.Е. Понятие административного проступка и основание административной ответственности / А.Е. Лунев // Правоведение. 1959. № 3. С. 27–34.
15. Ландерсон Н.В. К вопросу о необходимости научного обоснования и разработки теории административно-понуждаемого деликта в системе мер административного принуждения / Н.В. Ландерсон // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального
16. Ландерсон Н.В. Административные деликты, отнесенные к компетенции судов / Н.В. Ландерсон // Административное право и процесс. 2023. № 1. С. 24–33.
17. Кобзарь-Фролова М.Н. Административный деликт: самозванец или сформировавшийся правовой феномен? / М.Н. Кобзарь-Фролова // Сибирское юридическое обозрение. 2020. Т. 17. № 2. С. 262–272.
18. Зеленцов А.Б. К вопросу о видах административных правонарушений по российскому праву / А.Б. Зеленцов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2000. № 1. С. 54–64.
19. Гришковец А.А. Допустим ли термин «деликт» в науке административного права? / А.А. Гришковец // Административное право и процесс. 2020. № 8. С. 13–17.

Остальные статьи