О необходимости разработки теории полиморфизма административных деликтов
Аннотация
В современной правовой системе Российской Федерации органами публичной администрации (в том числе органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, имеющими в силу федерального закона статус государственного или иного органа), а также судами (в том числе судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации) применяются разнообразные виды принудительных мер, регламентированных административно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Основанием применения данных принудительных мер является совершение административных правонарушений, а также иных противоправных деяний, которые российский законодатель выделяет при помощи специальных терминов (нарушение обязательных требований, нарушение антимонопольного законодательства, бюджетное нарушение, налоговое правонарушение и др.), исключающих административную ответственность. Комплексный анализ норм действующего административно-процессуального законодательства Российской Федерации, применяемого органами публичной администрации и судами, проведенный с учетом прямого регулирующего воздействия Конституции Российской Федерации, позволяет в данном случае акцентировать внимание на практической значимости научно обоснованной теории полиморфизма административных деликтов в целях оптимизации современного механизма административного принуждения в условиях конституционного признания самостоятельности судебных и внесудебных органов, многообразия форм собственности, приоритета прав и свобод человека и гражданина в деятельности публичной администрации и судов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 03/2024 |
Страницы | 3-6 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-3-3-6 |
В отечественной науке административного права, учитывая исторически сложившееся административное законодательство об административных правонарушениях (Основы законодательства ССР и союзных республик об административных правонарушениях, КоАП РСФСР, КоАП РФ), административное правонарушение (проступок) получил название «административный деликт», который лег в основу таких научных терминов, как «административная деликтность», «административная деликтология», «административная деликтоспособность», «административно-деликтное право», «административно-деликтное (наказательное) законодательство», используемых отечественными учеными-административистами (А.П. Шергин, Д.Н. Бахрах и др.). Между тем в настоящее время некоторые ученые в своих рассуждениях ставят под сомнение возможность использования данных терминов в современной науке административного права (М.Н. Кобзарь-Фролова, А.А. Гришковец). Однако комплексный анализ ныне действующего и стремительно развивающегося административно-процессуального законодательства Российской Федерации, напротив, позволяет вести речь о необходимости использования термина «административный деликт» в качестве обобщающей категории, которая охватывает административные правонарушения, а также ряд самостоятельных видов противоправного поведения физических лиц, организаций, а также органов публичной власти, которые в силу федерального закона не признаются административными правонарушениями, но при этом выявляются специализированными органами публичной администрации (в том числе специализированными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, специализированными организациями, которые в силу федерального закона имеют статус государственного или иного органа), в отдельных случаях — судами, и влекут применение соответственно внесудебных и судебных принудительных мер, регламентированных в соответствии со ст. 72 Конституции РФ нормами административно-процессуального законодательства. Представляется, что при таком законодательном подходе противоправное поведение физических лиц, организаций, а также органов публичной власти, выявляемое специализированными органами публичной администрации или судами, однако в силу федерального закона не признаваемое административным правонарушением, но при этом влекущее применение внесудебных или судебных принудительных мер, регламентированных административно-процессуальным законодательством Российской Федерации, будет логичным рассматривать в качестве самостоятельных видов административного деликта, выявляемых в российской правовой системе наряду с административными правонарушениями, предусмотренными КоАП РФ.