Статья посвящена исследованию проблемы ограничений политических прав граждан в условиях чрезвычайного положения. Анализируя законодательство о выборах, референдуме и чрезвычайном положении, автор приходит к выводу, что конституционный законодатель вынужден использовать методы избираемости (дискреции), достаточности оснований (необходимости исключения произвольных решений), соразмерности, развернутого правового регулирования (оснований для введения, отмены и изменения режима чрезвычайного положения), разумной гибкости законодательной политики и адекватности правоприменительной практики. Лишь экстраординарные и чрезвычайные обстоятельства, которые объективно исключают свободу публичных мероприятий, дебатов, дискуссий, выступлений и распространения мнений о политике и решениях органов публичной власти, могут служить достаточным основанием, чтобы ввести чрезвычайное положение в стране или на ее отдельных территориях.