Дата публикации: 13.06.2024

Юридические ограничения в организации выборов и референдумов в условиях чрезвычайного положения: конституционно-правовой аспект

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы ограничений политических прав граждан в условиях чрезвычайного положения. Анализируя законодательство о выборах, референдуме и чрезвычайном положении, автор приходит к выводу, что конституционный законодатель вынужден использовать методы избираемости (дискреции), достаточности оснований (необходимости исключения произвольных решений), соразмерности, развернутого правового регулирования (оснований для введения, отмены и изменения режима чрезвычайного положения), разумной гибкости законодательной политики и адекватности правоприменительной практики. Лишь экстраординарные и чрезвычайные обстоятельства, которые объективно исключают свободу публичных мероприятий, дебатов, дискуссий, выступлений и распространения мнений о политике и решениях органов публичной власти, могут служить достаточным основанием, чтобы ввести чрезвычайное положение в стране или на ее отдельных территориях.




Конституционный институт запрета выборов и референдумов в условиях чрезвычайного положения – фактор скорее способствующий, чем препятствующий дальнейшему демократическому развитию нашей страны. Законодатель тем самым обеспечивает действие принципа, согласно которому обществу нужны либо свободные выборы и референдумы, либо их временное отсутствие, пока не отпадут основания, препятствующие свободе выборов и референдумов. Под свободой в данном контексте мы понимаем не анархию и вседозволенность, но основанное на Конституции РФ и законе соблюдение прав и выполнение обязанностей граждан в ходе организации электоральных процедур (ограничения избирательных прав и права на участие в референдуме, право на выдвижение, на сбор подписей избирателей, на предвыборную агитацию, на критику электоральных оппонентов, на эффективное наблюдение за голосованием, на защиту общества от фальсификации избирательного процесса и др.).

Полагаем, что в данном случае законодатель занял верную позицию прагматичного реализма, основанного на профессиональном интересе законодателей к правовому регулированию организации выборов и референдума. Рутинные ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые характерны для обычного режима функционирования государства и права, уступают место ограничениям чрезвычайным и экстраординарным. Благодаря такому подходу к правовому регулированию законодатель исключает, по возможности, проявление иррациональных стереотипов общественного сознания в электоральном процессе. Особенность чрезвычайных обстоятельств такова, что многие социальные группы воспринимают некоторые политико-правовые установления как безусловную истину, что разделяется довольно большим числом людей. Для чрезвычайных условий характерно некритичное усвоение суждений, их принятие без размышления, причем это циркулируется в массовом сознании и находит системное выражение в электоральном поведении граждан.

Этому, однако, не препятствует важный государственно-правовой тезис о традиционных духовно-нравственных ценностях, которые органически присущи соответствующему обществу и положены в основу электорального поведения как при чрезвычайных, так и при обычных обстоятельствах. В связи с этим представляются существенными положения Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», согласно которым традиционными духовно-нравственными ценностями россиян являются жизнь, достоинство, права человека; служение Отечеству и ответственность за его судьбу; созидательный труд; гуманизм, милосердие и справедливость; взаимопомощь и взаимное уважение; единство народов России. Перечисленные ценности во многом универсальны, они присущи многим народам и культурам. Если же страна считает их своими традиционными – это можно только приветствовать, в этом нет, на наш взгляд, никаких сомнений с позиций конституционных принципов гражданственности и патриотизма.

Имеющийся в законодательстве запрет на проведение выборов и референдумов в условиях чрезвычайного положения следует рассматривать, по нашему мнению, с учетом объективно имеющейся дифференциации федеральных, региональных и муниципальных выборов. Применительно к федеральным выборам это означает, что чрезвычайное положение исключает организацию и проведение выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы. Совет Федерации – палата невыборная, она является институтом представительства субъектов РФ и самой Федерации (в той части, в какой состав сенаторов определяется указом Президента РФ). Основные полномочия по введению и отмене чрезвычайного положения принадлежат на федеральном уровне Совету Федерации и Президенту РФ, но не Государственной Думе, которая является выборной палатой. При этом федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении исключает какое-либо приостановление деятельности любой из палат Федерального Собрания – Совета Федерации и Государственной Думы без учета того, что эти палаты имеют различные способы формирования и дифференцированные полномочия применительно к введению и отмене режима чрезвычайного положения.

Список литературы

1. Аникиенко С.А. Административно-правовой режим чрезвычайного положения, вводимого в связи с социальными конфликтами (по материалам межнациональных конфликтов) : автореферат диссертации кандидата юридических наук / С.А. Аникиенко. Москва, 1994. 24 с.
2. Борисов И.Б. Избирательные права в системе прав человека и гражданина. Правовые приоритеты / И.Б. Борисов, В.И. Лысенко // Гражданин. Выборы. Власть. 2023. № 1 (27). С. 47–64.
3. Дворкин Р. О правах всерьез / Р. Дворкин ; перевод с английского М.Д. Лахути, Л.Б. Макеевой. Москва : Российская политическая энциклопедия, 2004. 389 с.
4. Домрин А.Н. Новый Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» / А.Н. Домрин // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2004. № 3 (57). С. 31–33.
5. Жилина М.Л. Конституционно-правовые пределы ограничения политических прав и свобод граждан РФ в условиях чрезвычайного и военного положения / М.Л. Жилина // Правоохранительные органы: теория и практика. 2004. № 3. С. 81–86.
6. Ильясов М.-С.З. Административно-правовое регулирование общественных отношений при введении чрезвычайного положения в Российской Федерации : автореферат диссертации кандидата юридических наук / М.-С.З. Ильясов. Санкт-Петербург, 2006. 23 с.
7. Кодзокова Л.А. Особенности административно-правового регулирования отношений, возникающих при введении чрезвычайного положения в РФ / Л.А. Кодзокова, М.К. Кумышева // Евразийский юридический журнал. 2022. № 6 (169). С. 409–411.
8. Майдыков А.Ф. Действия органов внутренних дел и полиции при особом управлении территорией, на которой введено чрезвычайное положение / А.Ф. Майдыков, А.А. Майдыков // Оперативник (сыщик). 2012. № 3 (32). С. 42–44.
9. Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте миграционных процессов и борьбы с терроризмом : материалы международной научно-практической конференции (г. Елец, 12–13 октября 2006 г.) : сборник научных статей / члены редколлегии: Т.Н. Балашова
10. Рачев Д.Н. Механизм административно-правового обеспечения правового режима чрезвычайного положения / Д.Н. Рачев // Закон и право. 2020. № 1. С. 178–181.
11. Ухов В.Ю. Чрезвычайное положение как разновидность административно-правовых режимов / В.Ю. Ухов // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета : сборник научных статей. Вып. 14. Ставрополь : СевКавГТУ, 2006.
12. Шелегов Ю.В. О конституционно-правовых основах введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации / Ю.В. Шелегов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 3 (102). С. 45–55.

Остальные статьи