Юридические ограничения в организации выборов и референдумов в условиях чрезвычайного положения: конституционно-правовой аспект
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы ограничений политических прав граждан в условиях чрезвычайного положения. Анализируя законодательство о выборах, референдуме и чрезвычайном положении, автор приходит к выводу, что конституционный законодатель вынужден использовать методы избираемости (дискреции), достаточности оснований (необходимости исключения произвольных решений), соразмерности, развернутого правового регулирования (оснований для введения, отмены и изменения режима чрезвычайного положения), разумной гибкости законодательной политики и адекватности правоприменительной практики. Лишь экстраординарные и чрезвычайные обстоятельства, которые объективно исключают свободу публичных мероприятий, дебатов, дискуссий, выступлений и распространения мнений о политике и решениях органов публичной власти, могут служить достаточным основанием, чтобы ввести чрезвычайное положение в стране или на ее отдельных территориях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 02/2024 |
Страницы | 18-22 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2024-2-18-22 |
Конституционный институт запрета выборов и референдумов в условиях чрезвычайного положения – фактор скорее способствующий, чем препятствующий дальнейшему демократическому развитию нашей страны. Законодатель тем самым обеспечивает действие принципа, согласно которому обществу нужны либо свободные выборы и референдумы, либо их временное отсутствие, пока не отпадут основания, препятствующие свободе выборов и референдумов. Под свободой в данном контексте мы понимаем не анархию и вседозволенность, но основанное на Конституции РФ и законе соблюдение прав и выполнение обязанностей граждан в ходе организации электоральных процедур (ограничения избирательных прав и права на участие в референдуме, право на выдвижение, на сбор подписей избирателей, на предвыборную агитацию, на критику электоральных оппонентов, на эффективное наблюдение за голосованием, на защиту общества от фальсификации избирательного процесса и др.).
Полагаем, что в данном случае законодатель занял верную позицию прагматичного реализма, основанного на профессиональном интересе законодателей к правовому регулированию организации выборов и референдума. Рутинные ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые характерны для обычного режима функционирования государства и права, уступают место ограничениям чрезвычайным и экстраординарным. Благодаря такому подходу к правовому регулированию законодатель исключает, по возможности, проявление иррациональных стереотипов общественного сознания в электоральном процессе. Особенность чрезвычайных обстоятельств такова, что многие социальные группы воспринимают некоторые политико-правовые установления как безусловную истину, что разделяется довольно большим числом людей. Для чрезвычайных условий характерно некритичное усвоение суждений, их принятие без размышления, причем это циркулируется в массовом сознании и находит системное выражение в электоральном поведении граждан.
Этому, однако, не препятствует важный государственно-правовой тезис о традиционных духовно-нравственных ценностях, которые органически присущи соответствующему обществу и положены в основу электорального поведения как при чрезвычайных, так и при обычных обстоятельствах. В связи с этим представляются существенными положения Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», согласно которым традиционными духовно-нравственными ценностями россиян являются жизнь, достоинство, права человека; служение Отечеству и ответственность за его судьбу; созидательный труд; гуманизм, милосердие и справедливость; взаимопомощь и взаимное уважение; единство народов России. Перечисленные ценности во многом универсальны, они присущи многим народам и культурам. Если же страна считает их своими традиционными – это можно только приветствовать, в этом нет, на наш взгляд, никаких сомнений с позиций конституционных принципов гражданственности и патриотизма.
Имеющийся в законодательстве запрет на проведение выборов и референдумов в условиях чрезвычайного положения следует рассматривать, по нашему мнению, с учетом объективно имеющейся дифференциации федеральных, региональных и муниципальных выборов. Применительно к федеральным выборам это означает, что чрезвычайное положение исключает организацию и проведение выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы. Совет Федерации – палата невыборная, она является институтом представительства субъектов РФ и самой Федерации (в той части, в какой состав сенаторов определяется указом Президента РФ). Основные полномочия по введению и отмене чрезвычайного положения принадлежат на федеральном уровне Совету Федерации и Президенту РФ, но не Государственной Думе, которая является выборной палатой. При этом федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении исключает какое-либо приостановление деятельности любой из палат Федерального Собрания – Совета Федерации и Государственной Думы без учета того, что эти палаты имеют различные способы формирования и дифференцированные полномочия применительно к введению и отмене режима чрезвычайного положения.