Стереотипное представление о категории достойной жизни связывает ее с социально-распределительными отношениями, придавая ей роль интегрированного нормативного показателя определенного уровня социально-экономического положения человека. Нередко это сопровождается ассоциациями с государственным попечением о материальном благополучии. Усматривая в этом редукцию, автор выдвигает гипотезу о принципиально ином по объему и глубине охвата значении данной категории, которая в свете социокультурных начал российского конституционализма может быть отнесена к его сущностным характеристикам, выражает идеологическую формулу конституционного строя — достойная жизнь в суверенном Отечестве. Раскрывая эту позицию, автор намечает линии обоснования достойной жизни за рамками функционального понимания социальной государственности, в том числе применительно к институционализации самой свободы человека и ее наполнению позитивным смыслом.