На основе изучения нормативных правовых актов, архивных документов, ранее опубликованных результатов научных исследований анализируются причины, процесс создания в СССР детских трудовых воспитательных колоний (далее — ДТВК). Представлена динамика изменения их численности, состав, особые виды ДТВК, раскрывается основная нормативная правовая база их создания и деятельности, порядок направления и основные аспекты содержания детей. Формулируются задачи ДТВК в свете общего направления борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в специфических условиях военного времени и первого послевоенного десятилетия. По результатам исследования делается вывод о том, что ДТВК восполняли пробел между детскими домами (куда направлялись «обычные» беспризорники) и трудовыми колониями (являвшимися местами лишения свободы). Такой подход позволял отделить детей и подростков, совершивших мелкие правонарушения, как от не связанных с преступной средой (направлявшихся в детские дома), так и от совершавших тяжкие преступления (отбывавших наказание в трудовых колониях) детей и подростков, обеспечивая воспитательное воздействие с учетом особенностей данной категории детей и подростков. Отмечается, что исключением являлись подростки, осужденные за самовольный уход из ремесленных, железнодорожных училищ.