Дата публикации: 11.07.2023

Детские трудовые воспитательные колонии: роль и место в системе детских учреждений СССР в период Великой Отечественной войны и послевоенный период

Аннотация

На основе изучения нормативных правовых актов, архивных документов, ранее опубликованных результатов научных исследований анализируются причины, процесс создания в СССР детских трудовых воспитательных колоний (далее — ДТВК). Представлена динамика изменения их численности, состав, особые виды ДТВК, раскрывается основная нормативная правовая база их создания и деятельности, порядок направления и основные аспекты содержания детей. Формулируются задачи ДТВК в свете общего направления борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в специфических условиях военного времени и первого послевоенного десятилетия. По результатам исследования делается вывод о том, что ДТВК восполняли пробел между детскими домами (куда направлялись «обычные» беспризорники) и трудовыми колониями (являвшимися местами лишения свободы). Такой подход позволял отделить детей и подростков, совершивших мелкие правонарушения, как от не связанных с преступной средой (направлявшихся в детские дома), так и от совершавших тяжкие преступления (отбывавших наказание в трудовых колониях) детей и подростков, обеспечивая воспитательное воздействие с учетом особенностей данной категории детей и подростков. Отмечается, что исключением являлись подростки, осужденные за самовольный уход из ремесленных, железнодорожных училищ.




Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних являлись и, к сожалению, продолжают оставаться актуальными проблемами. Исторически их острота периодически возрастала под влиянием чрезвычайных условий, в которых находилось общество — войны, революции, экономические кризисы. Детская беспризорность и безнадзорность имеют как гуманитарный, так и криминологический аспекты, поскольку тесно связаны с проблемами формирования роста преступности. Детям, оставшимся без попечения родителей и родственников, трудно найти источники средств к существованию, и совершение преступлений становится способом выживания. Они легко поддаются влиянию криминальной субкультуры и, в свою очередь, становятся легкими жертвами преступников. 

Список литературы

1. Дети ГУЛАГа. 1918–1956 / под редакцией А.Н. Яковлева ; составители: С.С. Виленский [и др.]. Москва : МФД, 2002. 631 с.
2. Емелин С.М. Органы внутренних дел в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) / С.М. Емелин // Вестник экономической безопасности. 2010. № 5. С. 17–24.
3. Ермаков Е.Г. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, 1941–1950 гг. : автореферат диссертации кандидата юридических н
4. Якушина Е.С. Особенности исправительно-трудовой политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей в 1950–1955 гг. / Е.С. Якушина // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 9. С. 32–35.
5. Ибрагимов Е.В. Развитие системы детских исправительно-воспитательных учреждений НКВД СССР как одно из направлений в борьбе с массовой детской беспризорностью в 1941–45 гг. (на материалах среднего Поволжья) / Е.В. Ибрагимов // Известия Пензенского государс

Остальные статьи