В основе современной политики пространственного развития российского государства лежит идея определения как сформировавшихся, так и потенциальных центров опережающего экономического и социального роста, позволяющих обеспечить его эффективность и устойчивость, — городских агломераций. Аккумулируя необходимые для такого роста ресурсы, они выступают центрами притяжения и иных территорий, включающихся в социальные и экономические отношения. Хотя городские агломерации и возникают «естественным» путем, их значение для пространственного развития столь велико, что государство закономерно стремится выработать механизм управления их формированием и становлением, в том числе через правовое регулирование агломерационных процессов. Несмотря на то, что в экспертном сообществе необходимость регулирования городских агломераций на уровне специального федерального закона представляется сомнительной, подавляющее большинство ученых и практиков не отрицают важности нормативной регламентации отдельных процессов в механизме управления городскими агломерациями.
В статье проведен анализ основных направлений формирования правовой базы городских агломераций. Авторы подчеркивают, что правовое регулирование городских агломераций должно базироваться на понимании того, что весьма существенный объем вопросов, связанных с их статусом, находится в сфере компетенции муниципального уровня публичной власти, а их решение требует межмуниципального взаимодействия.