Работа анализирует аргумент о нежелательности института особых мнений судей в международных (межгосударственных) судебных органах ввиду потенциального злоупотребления этим институтом в целях демонстрации лояльности судьи направляющему государству. Подтверждается, что это опасение заслуживает внимания. Делается предположение о том, что оно может быть проверено на основе анализа практики заявления особых мнений судьями ЕСПЧ (поскольку этот институт широко применяется данным судом, и при этом особые мнения в нем являются доступными публично). Анализируется практика заявления особых мнений судьями ЕСПЧ, избранными от государств, против которых в этот суд подано наибольшее количество жалоб (Россия, Турция, Украина). Анализ статистических данных и содержания этих особых мнений показывает, что судьи, вопреки выдвинутому предположению, далеко не всегда защищают позицию властей «своего» государства. Сделан вывод о том, что опасность предвзятости судей межгосударственного органа может быть нивелирована порядком их назначения (в частности, невозможностью повторного назначения на должность), а также авторитетом судебного органа в целом. В то же время заявление особого мнения может свидетельствовать о предстоящих сложностях при исполнении постановления межгосударственного суда.