Статья посвящена объединению Фонда социального страхования и Пенсионного фонда РФ в единый субъект права — государственное учреждение «Фонд пенсионного и социального страхования РФ». В работе автор анализирует различные подходы к пониманию сущности обязательного социального страхования, в частности, обосновывает свою точку зрения на то, является оно «замаскированным налогообложением» или нет.
Автор подвергает критике попытку искусственного навязывания государственной системе обязательного социального страхования проблемы «безбилетника», которая в ней отсутствует в силу возмездного характера этой системы, анализирует принципиальные правовые различия между возмездными страховыми взносами и безвозмездными налогами, а также выражает несогласие с ошибочным изложением правовой истории формирования мировых моделей социального обеспечения.
Автор подвергает критике попытку искусственного навязывания государственной системе обязательного социального страхования проблемы «безбилетника», которая в ней отсутствует в силу возмездного характера этой системы, анализирует принципиальные правовые различия между возмездными страховыми взносами и безвозмездными налогами, а также выражает несогласие с ошибочным изложением правовой истории формирования мировых моделей социального обеспечения.
Автор подвергает критике попытку искусственного навязывания государственной системе обязательного социального страхования проблемы «безбилетника», которая в ней отсутствует в силу возмездного характера этой системы, анализирует принципиальные правовые различия между возмездными страховыми взносами и безвозмездными налогами, а также выражает несогласие с ошибочным изложением правовой истории формирования мировых моделей социального обеспечения.
В статье исследуется понятие «принцип внезапности», которое получило распространение в актуальной судебной практике по налоговым спорам. Автор исследует правовую природу «принципа внезапности», а также причины возникновения и распространения указанного понятия. В работе представлена оценка возможного влияния «принципа внезапности» на объем процедурно-процессуальных гарантий налогоплательщиков.
В статье исследуются проблемы уголовно-процессуальной регламентации вновь введенного специального порядка возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере налогообложения (ст. 198–199.2 УК), действовавшего ранее непродолжительное время в 2011–2014 гг. Обосновывается необходимость приведения традиционных подходов к налоговому администрированию в соответствие с потребностями правоохранительной практики в ходе выявления и раскрытия преступлений, совершенных налогоплательщиками, сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в этой области. Рассматривается вопрос о допустимости направления налоговыми органами материалов проверки и последующей реализации их в качестве повода для возбуждения уголовного дела при отсутствии условий, закрепленных п. 3 ст. 32 НК РФ.
В данной статье приведен обзор российской судебной практики, в которой судами устанавливался «центр жизненных интересов» участников судопроизводства, в том числе по гражданским и «банкротным» делам. Представляется, что произведенный анализ судебных дел позволит установить отдельные признаки «центра жизненных интересов» для дальнейшего теоретического и практического развития указанного института.
В представленной статье рассматривается сотрудничество Федеральной налоговой службы России и Федеральной службы по труду и занятости в целях борьбы с «серыми зарплатами» и нелегальной занятостью. Основная идея заключается в том, что сотрудничество этих ведомств поможет предотвратить неофициальную занятость и нелегальные выплаты работникам, что приведет к повышению прозрачности и законности в сфере трудовых отношений. Обмен информацией, совместная аналитика и использование современных технологий позволят более эффективно контролировать трудовую отчетность, выявлять нарушения и применять соответствующие санкции.
В рамках Международной научно-практической конференции «Пискотинские чтения — 2023», которая состоялась в Институте государства и права Российской академии наук 25 апреля 2023 г., перед представителями ведущих научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений Российской Федерации и других государств-членов Евразийского экономического союза был поставлен ряд вопросов, связанных с формированием современной правовой концепции регулирования финансовых отношений, а также определением перспектив развития финансового права в условиях беспрецедентного санкционного режима в отношении Российской Федерации.
В публикации заявлена стратегия совершенствования законодательства о неналоговых платежах в Российской Федерации с позиций общей теории конституционализации. Обосновывается алгоритм модернизации института неналоговых платежей в рамках механизма актуализации сущностно однородных конституционных фискально-экономических обязанностей. Необходимое и достаточное содействие решению поставленной задачи позволяет обеспечить следование аналогии конституционализации налогового права.
Статья посвящена анализу изменений правового регулирования отношений, возникающих из банковского вклада (депозита). Рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся порядка и условий открытия и закрытия банковских вкладов, их страхования, а также налогообложения доходов, полученных от размещения денежных средств во вклады. Проанализирована правоприменительная практика, сделаны выводы и предложения по совершенствованию данной сферы правоотношений.
В статье на примере налога на имущество организаций рассматриваются существующие проблемы системного применения неналоговых понятий в налоговых правоотношениях.
Рассмотрены актуальные вопросы межведомственного взаимодействия подразделений полиции с другими службами, государственными органами и общественностью в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также систематизированы и проанализированы наиболее распространенные сферы межведомственного взаимодействия в борьбе с наркопреступностью.
В статье анализируется содержание предусмотренных ст. 105.31 Налогового кодекса РФ взаимосогласительных процедур в налоговом мониторинге с точки зрения их возможной правовой квалификации. Автором изучается содержание понятий альтернативного урегулирования спора и переговорного процесса, осуществляется поиск их сходств и различий с взаимосогласительными процедурами, делается вывод о том, что фактическое содержание данных процедур не позволяет характеризовать их как форму альтернативного урегулирования спора.
Конституция РФ является главным источником финансового права и основой нормативно-юридического регулирования общественных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов публичной власти. Конституциализация финансового права осуществляется посредством реализации механизма прямого действия конституционных норм, а также посредством регулирования финансовым законодательством атрибутивного круга общественных отношений в строгом соответствии с положениями Конституции РФ и под конституционным контролем. Показано, что воздействие конституционного права на финансовое осуществляется на всех стадиях механизма правового регулирования публичных имущественных отношений.
На формирование источников финансового права и их систему оказывают серьезное влияние решения КС РФ. На правоприменительную практику в сфере налогообложения негативно влияет отсутствие однозначных доктринальных позиций и законодательных предписаний касательно закрепления за решениями Конституционного Суда РФ юридической силы нормативных правовых актов. В этой связи требуется анализ научных взглядов и нормативных признаков правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения, уяснения уровня их интеграции в систему источников налогового права.
В статье рассматривается влияние механизма единого налогового платежа и казначейского обслуживания на границы налоговых и бюджетных имущественных и неимущественных отношений по формированию доходов бюджетов, а также оцениваются положения о собственнике средств, которые поступают от уплаты единого налогового платежа.
Государственная пошлина в гражданском процессе является важным элементом правовой системы, который выполняет как фискальную, так и организационно-управленческую функции. Правильное понимание ее роли и механизма функционирования способствует более эффективному разрешению гражданских споров и оптимизации работы судебной системы. Настоящая статья направлена на обсуждение и анализ регулирования государственной пошлины по отношению к гражданскому процессуальному законодательству, чтобы стремиться к созданию более справедливой и эффективной судебной системы.
В статье проведено исследование распределения доходов граждан в контексте реализуемой в России налоговой политики. Определены основные налоговые факторы, препятствующие устранению разрыва в доходах граждан: практическое отсутствие прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц; ограниченный спектр статей необлагаемого дохода; отсутствие налогов на чистую стоимость богатства и др. Дана оценка остроты кризисной ситуации в сфере распределения денежных доходов населения в контексте налогообложения. Проведен корреляционно-регрессионный анализ влияния налоговой политики государства на уровень дифференциации населения по доходам. Построена регрессионная модель, устанавливающая зависимость степени неравенства в распределении доходов внутри различных групп населения от налоговой составляющей.
В статье рассматриваются вопросы применения обеспечительных мер в налоговых спорах в системе арбитражных судов и их влияние на передачу материалов налоговых проверок в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.
Автор отмечает неоднородность судебной практики: в одних случаях суды признают передачу материалов правомерной обязанностью налогового органа, в других — усматривают ее несоразмерное вмешательство в права налогоплательщика, особенно когда вынесено определение о приостановлении исполнения спорного решения.
Отдельное внимание уделяется влиянию обеспечительных мер на формирование отрицательного сальдо единого налогового счета и моменту, с которого возникает обязанность направлять материалы налоговой проверки в следственные органы. Автор приходит к выводу о необходимости более четкого правового регулирования и единообразного судебного подхода, чтобы приостанавливающее действие обеспечительных мер действительно защищало права налогоплательщиков и не позволяло возбуждать уголовное преследование до окончательного разрешения налогового спора.