Цель. Постановка проблемы наличия односторонних ограничительных мер в сфере авиации, их влияния на развитие универсальных международно-правовых норм в сфере воздушных сообщений. Проведение историкоправового анализа развития института односторонних ограничительных мер в международном воздушном праве. Рассматривается эволюция международных норм, регулирующих применение санкций в гражданской авиации, начиная с первых международных соглашений, таких как Парижская конвенция 1919 г., и заканчивая Чикагской конвенцией 1944 г. Особое внимание уделяется правомерности введения таких мер в обход Совета Безопасности ООН и их влиянию на международные авиационные перевозки. Проанализированы случаи применения односторонних санкций различными государствами с 1970-х годов, включая санкционную политику периода холодной войны и современные ограничения, касающиеся воздушного пространства и авиаперевозок Российской Федерации.
Методология: диалектика, моделирование, формально-юридический метод. Выводы. Односторонние ограничительные меры в международном воздушном праве противоречат основным принципам Чикагской конвенции, направленным на развитие гражданской авиации и обеспечение свободного воздушного сообщения между государствами.
Научная и практическая значимость. Статья направлена на обобщение проблематики наличия односторонних ограничительных мер в сфере авиации, анализ международно-правовых норм в их применении к нормативно-правовому регулированию гражданской авиации.