Published Date: 29.05.2025

Историко-правовой анализ развития института односторонних ограничительных мер в международном воздушном праве

Annotation

Цель. Постановка проблемы наличия односторонних ограничительных мер в сфере авиации, их влияния на развитие универсальных международно-правовых норм в сфере воздушных сообщений. Проведение историкоправового анализа развития института односторонних ограничительных мер в международном воздушном праве. Рассматривается эволюция международных норм, регулирующих применение санкций в гражданской авиации, начиная с первых международных соглашений, таких как Парижская конвенция 1919 г., и заканчивая Чикагской конвенцией 1944 г. Особое внимание уделяется правомерности введения таких мер в обход Совета Безопасности ООН и их влиянию на международные авиационные перевозки. Проанализированы случаи применения односторонних санкций различными государствами с 1970-х годов, включая санкционную политику периода холодной войны и современные ограничения, касающиеся воздушного пространства и авиаперевозок Российской Федерации. Методология: диалектика, моделирование, формально-юридический метод. Выводы. Односторонние ограничительные меры в международном воздушном праве противоречат основным принципам Чикагской конвенции, направленным на развитие гражданской авиации и обеспечение свободного воздушного сообщения между государствами. Научная и практическая значимость. Статья направлена на обобщение проблематики наличия односторонних ограничительных мер в сфере авиации, анализ международно-правовых норм в их применении к нормативно-правовому регулированию гражданской авиации.



Library

1. Abeyratne, R. Air Transport and Pandemic Law / R. Abeyratne. Springer, 2018. 206 p.
2. Bali, M. How to Simulate International Economic Sanctions: A Multipurpose Index Modelling Illustrated with EU Sanctions Against Russia / M. Bali, N. Rapelanoro // International Economics. 2021. Vol. 168. P. 25–39.
3. Bali, M. Impacts of EU Sanctions Levied in 2014 on Individual European Countries’ Exports to Russia: Winners and Losers / M. Bali [et al.] // Eastern Economic Journal. 2024. Vol. 50. Iss. 2. P. 154–194.
4. Bartlik, M. The Impact of EU Air Transport Liberalisation on Air Passenger Rights / M. Bartlik. Routledge, 2015. 356 p.
5. Beaucillon, C. Research Handbook on Unilateral and Extraterritorial Sanctions / C. Beaucillon. Edward Elgar Publishing, 2011. 506 p.
6. Bělín, M. Which Sanctions Matter? Analysis of the EU/Russian Sanctions of 2014 / M. Bělín, J. Hanousek. Journal of Comparative Economics. 2021. Vol. 49. Iss. 1. P. 244–237.
7. Cheng, B. Studies in International Air Law / B. Cheng. Oxford University Press, 2017. 896 p.
8. Dempsey, P.S. Public International Air Law / P.S. Dempsey. Wolters Kluwer, 2017. 816 p.
9. Havel, B.F. The Principles and Practice of International Aviation Law / B.F. Havel, G. Sanchez. Cambridge University Press. 2014. 462 p.
10. Kawashima, F. Trade Sanctions Against Russia and Their WTO Consistency: Focusing on Justification under National Security Exceptions / F. Kawashima // International Community Law Review. 2024. Vol. 26. Iss. 1–2. Special Issue: The War in Ukraine and Inter
11. Lukaszewicz, A. Air Law and Policy in the European Union and Its Member States / A. Lukaszewicz. Edward Elgar Publishing, 2020. 320 p.
12. Timofeev, I. EU Anti-Russian Sanctions (Restrictive Measures): Compliance with International Law / I. Timofeev // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2022. Vol. 92. Iss. 2. P. 123–131.

Other articles