Цифровизация, предопределившая активное внедрение искусственного интеллекта в общественные отношения, не обошла стороной и национальную транспортную, в том числе и авиатранспортную систему. Так, появление беспилотного воздушного транспорта, основанного на технологиях дистанционного пилотирования, обеспечивающих автоматизацию практически всех этапов полета, открывает новую эпоху воздушной грузоперевозки. Беспилотные воздушные суда, изначально спроектированные в военных целях, обладают недооцененным экономическим потенциалом. При сопоставлении беспилотных воздушных судов с пилотируемыми становятся очевидными преимущества первых: более дешевый производственный цикл, необходимый для изготовления беспилотного воздушного судна; небольшие габариты, в том числе вес; меньшее количество топлива, требуемого для полета; существенно более простые требования для осуществления взлета/посадки (в том числе меньшая взлетно-посадочная полоса вплоть до ее отсутствия) и т.д. Таким образом, проникновение искусственного интеллекта в авиатранспортную систему позволяет нивелировать те ограничения/недостатки, которые были традиционно свойственны перевозкам грузов с использованием пилотируемых воздушных судов. Представляется, назрела объективная потребность в создании регуляторной среды для интеграции беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство России, что требует предварительного обсуждения правовых рисков и ограничений, а также публично-правовых и частноправовых инструментов управления ими.