Цель. Духовно-нравственный кризис современности предопределяет необходимость защиты традиционных духовно-нравственных ориентиров, что стало важнейшей стратегической задачей государственного развития. В силу их глубокого содержания данные ориентиры трудно формализуемы и применимы. Вследствие этого теоретическую (преподавание теоретико-правовых дисциплин и политико-правовых учений) и практическую (управление в сфере реализации стратегических задач по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей) актуальность приобретает научное исследование идей о наличии в праве не только формальных требований, но и духовной основы. Оригинальные, но не изученные в настоящее время такие идеи принадлежат профессору Московской духовной академии Николаю Александровичу Заозерскому (1851–1919), произведения которого, касающиеся духовной стороны права, являются предметом настоящей статьи. Методология: диалектика, герменевтика, философская концептология, исторический метод. Выводы. Выделены авторские нетипичные признаки права, такие как духовная взаимосвязь личности и права, духовное значение правового гарантирования свободы, духовное преобразование формальных обязанностей в чувство долга. Установлено, что центральными идеями концепции духовной стороны права являются достижение баланса между долгом и требованием (частные интересы должны соответствовать публичным интересам) и поддержание нравственного порядка (поощрение социальной взаимопомощи). Сделан вывод об особой роли церкви в воспитании государственно-правового уважения. Научная и практическая значимость. Статья направлена на концептуализацию историко-правовых воззрений Н.А. Заозерского в контексте современных задач по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Данный подход направлен на расширение научнопрактических представлений о развитии правового регулирования.