В статье описываются предыстория и период возникновения в России научных воззрений об административном процессе. Он в своем первоначальном понимании в немецкой и австрийской науке связывался в большей степени с управленческими, чем правозащитными, институтами. По отношению к административной юстиции он выступал как общая категория и включал административные процедуры, применение мер административного принуждения и разрешение административных споров судами и квазисудебными органами.
Данный термин был заимствован российской наукой в 1908 г. из трудов немецких и австрийских юристов. Однако его объем был сужен до судебных форм разрешения публично-правовых споров и, с точки зрения С.А. Корфа, также судебного применения мер административного принуждения. Такая трактовка административного процесса была связана с развитием доктрины судебного права, которая видела необходимость дополнить виды судопроизводства и судебной защитой публичных прав. Свою роль сыграли востребованность института административной юстиции и акцент на ее правозащитной функции.
Российская наука восприняла новое явление как часть судебного (процессуального) права. В числе видов судебного процесса был назван административный процесс как обеспеченный необходимыми гарантиями порядок судебной защиты субъективных прав от административных актов. Были высказаны мнения о его принципах, схожих с принципами гражданского судопроизводства. Единства в позициях о том, должна ли осуществляться административно-процессуальная защита административными или общими судами, не было. В настоящее время доктрина административного процесса в его первоначальном российском понимании развивается в трудах научной школы Юрия Николаевича Старилова.