В рамках статьи подробно изучается понятие «бесхозяйности», закрепленное в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», как одного из критериев, учитываемых при выявлении объектов накопленного вреда окружающей среде. Рассматривается вопрос правомерности применения указанного критерия к объектам размещения отходов. На основании анализа законодательства, правоприменительной практики, разъяснений органов государственной власти сделан вывод о неправомерности признания несанкционированных свалок в качестве объектов накопленного вреда окружающей среде. Особое внимание уделено последствиям признания несанкционированных свалок в качестве объектов накопленного вреда окружающей среде, главным из которых является направление бюджетных средств на ликвидацию несанкционированных свалок, не обладающих характеристиками объектов накопленного вреда окружающей среде. Предпринимаются попытки определить причины допущенного смешения правовых институтов ликвидации накопленного вреда окружающей среде и обращения с отходами производства и потребления.