Процессуальные особенности проведения судебно-медицинской экспертизы в рамках уголовного, гражданского судопроизводств и производства по делам об административных правонарушениях (сообщение III)
Аннотация
В статье приводятся результаты контентного сопоставления основных процессуальных положений по вопросам, связанным с содержанием заключения эксперта, принципами проведения и оценки судебной экспертизы в зависимости от вида производства по делу и процессуальной формы экспертизы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Медицинское право № 01/2025 |
Страницы | 2-5 |
В сообщениях I и II были рассмотрены вопросы, связанные с основаниями для назначения судебной экспертизы, порядком направления материалов для производства судебной экспертизы и правовым статусом эксперта в зависимости от вида производства по делу. Настоящая публикация является завершающей, ее цель — провести контентное сопоставление ранее не рассмотренных нами процессуальных положений по актуальным вопросам содержания заключения эксперта, принципов проведения и оценки судебной экспертизы в рамках уголовного и гражданского судопроизводств и производства по делам об административных правонарушениях (административное и арбитражное судопроизводства не рассматривались в силу малой актуальности для судебно-медицинской практики).
Результаты исследования и их обсуждение. 1) Принципы, на которых проводится судебная экспертиза и производится ее оценка. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о ГСЭД в РФ), этот вид деятельности основывается на принципах законности, соблюдения соответствующих прав и свобод, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (ст. 4 «Принципы государственной судебно-экспертной деятельности»). Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить, насколько обоснованы и достоверны сделанные экспертом выводы на базе общепринятых научных и практических данных (ст. 8 «Объективность, всесторонность и полнота исследований»).
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее — УПК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) и Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (далее — ГПК РФ) подобных требований непосредственно к заключению эксперта не предъявляют — требования, если и имеются, носят общий характер и относятся частично к эксперту («в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке…»), частично к содержанию заключения эксперта («заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования»), частично к судопроизводству в целом («законность», «состязательность», «равноправие сторон» и т.п.).
Применительно к заключению эксперта действуют общие правила оценки доказательств. В соответствии с УПК РФ каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения так называемого правила ОДДД: относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения уголовного дела всех собранных доказательств (ст. 88 «Правила оценки доказательств») — иными словами, доказательство должно иметь отношение к предмету доказывания по конкретному делу, быть получено с соблюдением всех процессуальных норм, соответствовать действительности и позволять решить конкретную задачу.