К вопросу о правосубъектности международных неправительственных организаций
Аннотация
В настоящей работе анализируются правовые основания функционирования международных неправительственных организаций, выявляется проблема неопределенности формального статуса указанных организаций, предлагается компромиссное решение по урегулированию данного вопроса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 04/2024 |
Страницы | 15-18 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2024-4-15-18 |
Введение
На настоящем этапе международно-правового развития существует проблематика, связанная с наличием некоторой неопределенности в вопросе наделения международных неправительственных организаций статусом субъекта международного права. Понятие «международная правосубъектность» в нормах международного права не зафиксировано и конкретизируется на доктринальном уровне за счет теоретических конструкций, которые характеризуют юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности. Так, в юридической науке принято выделять две категории субъектов международного права: основные, а именно государства, обладающие международной правосубъектностью в силу факта своего возникновения, а также народы и нации, борющиеся за самоопределение; и производные, а именно международные межправительственные организации, существование которых порождается волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте.
В свою очередь международные неправительственные организации (МНПО) представляют собой разновидность нетерриториальных международных организаций, отвечающих следующим критериям: во-первых, им присущ международный характер состава и целей; во-вторых, частный характер учредительства; и в-третьих, добровольный характер деятельности. К особенностям статуса МНПО также следует отнести следующее: такие организации регистрируются в качестве юридического лица в конкретном государстве; цели и направления деятельности МНПО носят некоммерческий характер. Двойственность статуса организации, реализующей свои задачи как на национальном, так и на международном уровнях, порождает ряд дискуссионных вопросов относительно соотношения и соотносимости ее правового статуса внутри страны с ее международно-правовым статусом. Именно поэтому проблема определения правосубъектности МНПО является значимой на сегодняшний день.
В рамках настоящего исследования предлагается взять за основу тридцатидвухлетний опыт существования и реализации своих целей в рамках такого рода «двойственного статуса» Международного Конгресса промышленников и предпринимателей (далее — Конгресс). Организация была создана в феврале 1992 г. по инициативе национальных структур деловых кругов России, государств СНГ, Европы и Азии с целью консолидации усилий в экономической политике и налаживания взаимовыгодных экономических связей. Далее в работе мы наглядно рассмотрим, как соотносится юридический статус Конгресса в России с его международно-правовым статусом.
Исходя из сказанного, целью проведения настоящего исследования является конкретизация национальной и международной правосубъектности МНПО на примере Международного Конгресса промышленников и предпринимателей.