К вопросу о принципах взаимодействия публичной власти и личности в правовой системе России
Аннотация
В статье проведено исследование основ взаимодействия публичной власти и человека. Исследовано значение правового статуса человека, его прав и свобод для публичной власти, а также характер правовых действий, которые публичная власть совершает для выполнения своих обязанностей.
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 04/2024 |
Страницы | 9-12 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2024-4-9-12 |
Право как система состоит из разных элементов, самым первым элементом является правовая норма, т.е. общеобязательное правило поведения, которое обеспечено силой государства. Право разделено на элементы, имеющие относительно самостоятельное значение, — норма права, институт, подотрасль, отрасль. Одной из важнейших отраслей российского права является конституционное право. Основой конституционного права являются те правовые общественные отношения, которые связаны с двумя достаточно объемными сферами правового регулирования, — это принципы, лежащие в основе отношений государства и человека, а также принципы, положенные в основу устройства государства, организации государственной власти.
В отрасли конституционного права России возможно выделить, помимо прочих, два взаимосвязанных правовых института — институт публичной власти и институт, регламентирующий правовой статус человека, гражданина, личности. Правовые нормы, составляющие оба института, в своей основе имеют одно и то же фундаментальное основание, исходя из которого институт публичной власти не противопоставляется институту правового статуса человека, несмотря на то что власть — это возможность управления, распоряжения, командования, и осуществляться она может посредством принуждения. Это исходит из того, что любая норма права не может быть оторвана от тех целей, задач и интересов, которыми руководствуется человек, поскольку она фактически является результатом, который возникает вследствие сознательной деятельности человека, она детерминирована как интересом самого человека, так и интересами разных людских общностей — слоев, групп, классов, всего общества в целом. Таким образом, норма права создается людьми, при этом должно происходить справедливое правовое регулирование относительно всего общества. Однако указанные институты имеют и значительное различие, из которого складываются особенности регулирования взаимоотношений публичной власти с личностью.
Нормативным правовым актом, который первично сочетает в себе правовой статус и особенности взаимоотношений публичной власти и личности, является Конституция Российской Федерации. В Конституции России содержится обширная система ценностей, первое место в которой занимает человек, его права и свободы. В ст. 2 указано, что именно человек, а также его права, свободы являются ценностью высшего характера, в этой же статьей установлено требование, обращенное к государству и являющееся основой для взаимоотношений между публичной властью и личностью: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Именно правовой статус человека, права, которыми он наделен, обязанности, которые на него возложены, являются основой соприкосновения публичной власти с личностями. Конституция России не содержит определения, которое раскрывало бы термин «публичная власть». В ч. 3 ст. 132 установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти в России, однако представляется, что термин «единая система публичной власти» не является полным синонимом термина «публичная власть». Действующий Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации» содержит в ст. 2 понятие единой системы публичной власти; понятие «публичная власть» также не раскрывается. В науке отмечается разнообразное значение точек зрения относительно определения публичной власти, что указывает на сложность данного понятия.