Эффективный парламентский контроль как необходимое условие развития гражданского общества
Аннотация
В исследовании вопросов эффективности любой деятельности изначально заложена определенная доля условности, поскольку эффективность — понятие оценочное. Определить значение оценочной категории для развития общества представляет еще большую сложность, поскольку число различных факторов кратно увеличивается. Сделан вывод, что выявлять способы повышения эффективности парламентского контроля необходимо, несмотря на все условности. Проблема эффективности парламентского контроля во многом связана с оценкой качества реакции органов публичной власти на обращение парламентариев. Защитой парламента от формализованных бессодержательных ответов и реакций могут стать не столько меры принуждения, положения нормативных правовых актов, сколько понимание представителями органов публичного управления на уровне принципа значения статуса парламентария и парламента как представителя народа.
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 04/2024 |
Страницы | 5-8 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2024-4-5-8 |
Одним из основных методов управления государством наряду с планированием, регулированием выступает контрольно-надзорная деятельность. Для системы публичной власти контроль является имманентно присущей ей функцией, однако непосредственная цель, степень его востребованности, характер проводимой деятельности различаются.
Современные вызовы, поставленные перед российским обществом, требуют приложения значительных усилий со стороны всех органов публичной власти с целью адекватного им ответа, консолидации институтов гражданского общества на выработку механизма балансировки публичных и частных интересов. При этом, решая задачи по выстраиванию эффективной системы взаимодействия всех элементов обозначенной системы, важно соблюсти базовые принципы конституционного строя, в том числе обеспечить взаимодействие государства и гражданского общества. Парламент, как никакой иной орган, играет важнейшую роль в поддержании диалога общества и государства — события, вызвавшие большой общественный резонанс, должны находить отражение в деятельности законодательных органов, тем самым выстраивается четкий механизм взаимодействия общества и государства, при котором законодательные органы власти, в том числе используя механизм парламентского контроля, могут обеспечить устойчивое развитие государства и общества.
Наличие функции контроля у парламента позволяет более слаженно, более эффективно работать исполнительной ветви власти, разрешая формируемые и сформированные конфликты в рамках системы сдержек и противовесов ветвей власти. Осуществление систематических (периодических) процедур парламентского контроля способствует оптимальному функционированию государственной власти в условиях демократически настроенных государственных механизмов на удовлетворение различных потребностей (политических, экономических, социальных, духовных) общества. Открытый, гласный контроль на всех этапах осуществления государственного контроля (парламентский контроль как часть это контроля) способствует сближению позиции всех ветвей власти в процессе достижения имеющихся перед государством и обществом целей, в том числе формализованных через конституционные ценности и конституционные принципы, открытых социальному опыту соответствующего народа и отражающих базовые смыслы цивилизации, в лоне которой развивался этот народ.
Важно учитывать, что парламентский контроль, имеющий особую контролирующую природу, отличную от других форм государственного контроля и надзора, выполняет различные функции: экономическую, социальную, финансовую. Результатом проведения парламентского контроля является не принуждение (кара), а меры, способствующие устранению причин неэффективного управления. Парламентский контроль нацелен на поиск не только проявления неэффективной работы органов публичного управления, но и факторов в нормативно-правовой базе, способствующих появлению негативных последствий применения законов и их устранению посредством корректировки нормативных правовых актов. Рекомендации по применению тех или иных санкций могут присутствовать, но решения о привлечении к юридической ответственности в виде различных наказаний, принуждения, ограничений принимают органы судебной власти или различные органы власти по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, делам о дисциплинарной ответственности.