Специфика юридико-коммуникативной компетентности при разрешении правовых споров и конфликтов в сфере здравоохранения с использованием примирительных процедур (на примере медиации)
Аннотация
В рамках исследования проанализирована специфика юридических споров в сфере здравоохранения с целью определения совокупности требований, предъявляемых к коммуникативной компетентности представителя противоборствующей стороны или посредника в медико-правовом конфликте. На основе выявленных компонентов юридико-коммуникативной компетентности определена значимость роли юриста в процессе достижения консенсуса между противоборствующими сторонами. Проанализированы юридико-коммуникативные навыки посредника в рамках применения примирительных процедур (на примере медиации) как институтов гражданского общества. Для разрешения конфликтов в сфере здравоохранения обретает высокую значимость развитие коммуникативной компетентности юристов. Специфика юридико-коммуникативной компетентности зависит от степени сформированности следующих ее структурных компонентов: познавательного, мотивационно-эмоционального, организационно-процессуального. Юристы выступают в качестве посредников, помогающих достижению компромиссных решений и справедливого урегулирования споров. Альтернативные формы разрешения правовых споров, в частности медиация, выступают эффективным механизмом гражданского общества, способствующим самостоятельному негосударственному разрешению юридического противоречия. В рамках данной примирительной процедуры эффективное взаимодействие со сторонами конфликта подразумевает использование различных коммуникативных навыков, которые помогают удовлетворить потребности участников.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 04/2024 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2024-4-2-5 |
Проблемы, касающиеся жизни и здоровья человека, в настоящее время приобретают особую актуальность в условиях гражданского общества и правового государства. Вопросы оказания качественной медицинской помощи, квалификации врачебных ошибок, жалоб на медицинский персонал, проверок клиник, развития частной медицины, повышения правосознания пациентов порождают возникновение массы споров, нередко перерастающих в юридические конфликты, которые часто становятся предметом рассмотрения посредством судебных разбирательств в рамках гражданского, административного и уголовного судопроизводства. С учетом грядущих изменений в сфере медицины и биотехнологий важно минимизировать правовые риски для пациентов и общества в целом. В этой связи возрастает роль права в деятельности медицинского работника — главной фигуры важнейшей социальной сферы — здравоохранения. Современные тенденции способствуют актуализации задачи расширения подготовки медицинских юристов. Решение данной проблемы возможно посредством медиации, которая выступает эффективным элементом гражданского общества, т.е. средством инициативной деятельности посредника и сторон спора, при условии сформированности у них высокого уровня правовой и коммуникативной культуры.
Профессионал, участвующий в разрешении правового спора в сфере медицинского права, должен обладать особой компетентностью одновременно в вопросах здравоохранения и юриспруденции. От такого специалиста требуется наличие основательных знаний профильного законодательства, необходимость учитывать нюансы и специфику медицинской практики. Важно глубокое понимание специфики медицинской деятельности. Решением данной проблемы может служить прохождение специальной подготовки на базе высших учебных заведений лицами, имеющими высшее медицинское или юридическое образование. Полагаем, что наиболее удачен первый вариант, когда лицо первоначально обладает специальными познаниями в медицинской науке, имеет достаточный опыт работы в практической деятельности, а затем углубляется в правовое регулирование данной сферы и становится компетентным в разрешении конфликтов в области здравоохранения с точки зрения права. Отдельные авторы полагают, что юриспруденция является неотъемлемым инструментом, необходимым для успешной профессиональной деятельности, особенно для организаторов в сфере здравоохранения.
Считаем, что в действительности чаще встречается второй вариант, когда юрист общей квалификации получает знания по вопросам охраны здоровья граждан посредством освоения магистерских программ или профессиональной переподготовки, практикуется в разрешении медицинских споров, что впоследствии формирует его компетентность как медицинского юриста.
Необходимо отметить исключительную сложность разрешения медицинских споров. Это связано с тем, что врач в своей работе не всегда ставит во главу угла вопросы права; в первую очередь он связан моральными принципами оказания помощи больному (клятва Гиппократа, гуманность, человеколюбие), и в случае недостижения профессионального результата по каким-либо причинам взаимодействие с пациентом может сопровождаться необоснованными жалобами в отношении медицинских работников, многочисленными проверками клиник, что впоследствии обостряет проблему сохранения правового положения врачей, способствует подрыву защиты медицины в целом. Провести качественное расследование и установить, к примеру, факт врачебной ошибки представляется достаточно сложным.