Если услуга a priori опасна: анализ некоторых судебных решений по делу в отношении пластического хирурга, на операционном столе которого от анафилактического шока скончалась пациентка
Аннотация
На примере конкретного уголовного дела, возбужденного по негативным результатам оказания медицинских услуг в сфере пластической хирургии, анализируется практика применения некоторыми судами положений ст. 238 УК РФ. Основное внимание уделено процессу доказывания. Сделаны итоговые выводы: 1) о юридико-техническом несовершенстве как конкретной анализируемой нормы уголовного закона (бланкетная конструкция), так и всех прочих нормативных актов, призванных рекомендованный законодателем «бланк» ст. 238 УК РФ заполнить; 2) об отсутствии единой методики проведения судебно-медицинских экспертиз по результатам пластических операций.
Ключевые слова
- глава 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»
- ст. 238 УК РФ
- дефекты уголовного закона
- имеющего бланкетную конструкцию
- дефекты нормативной базы
- регламентирующей процедуры в сфере пластической хирургии
- предмет доказывания по делам о преступлениях в сфере пластической хирургии
- процесс сбора доказательств по делам данной категории
- проблемы их анализа и оценки
- роль судебно-медицинских экспертиз в процессе доказывания по делам о преступлениях
- совершенных в сфере пластической хирургии
Тип | Статья |
Издание | Уголовное судопроизводство № 04/2024 |
Страницы | 2-12 |
DOI | 10.18572/2072-4411-2024-4-2-12 |
Статья 238 УК РФ: «вещь в себе» или феномен
По общему правилу, уже само по себе умышленное оказание услуг, не отвечающих «неким» априорным требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (выделено нами – Н.К.), образует состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ. Как видим, степень общественной опасности данного вида противоправной деятельности, по мнению законодателя, сама по себе уже настолько велика, что наступление уголовной ответственности в соответствии с данной нормой авторы текста современного закона связывать с появлением каких-то там вредных последствий даже и не пытались.
Сказанное означает, что анализируемый состав, во-первых, формальный (повторимся, следовательно, какой-то конкретный преступный результат для признания человека виновным в совершении преступления в сфере оказания услуг населению не нужен). Во-вторых, диспозиция ч. 1 ст. 238 УК РФ по своей конструкции бланкетная. Поскольку законодатель не отсылает практика к какому-то конкретному нормативному акту (как это имеет место в ст. 264 УК РФ – к ПДД), то подлежащий заполнению бланк (лат. tabula rasa) – своего рода трансцендентальный объект, почти кантовская непознаваемая «вещь в себе».
Под данным термином («вещь в себе», нем. Ding an sich, англ. thing-in-itself, фр. сhose en soi), как пишет наш современник (1952 года рождения) Андре Конт-Спонвиль – французский философ, придерживающийся взглядов материализма и атеизма (отстаивающий светскую духовность, чему в 2006 г. специально посвятил книгу «L'Esprit de l'atheisme»), понимается «некая абсолютная реальность, которая в отличие от феномена такая, какая она есть на самом деле». Примечательно, что вещь в себе по определению вообще непознаваема: как только мы ее познаем (применительно к избранной теме – наступил преступный результат), она перестает быть вещью в себе и становится вещью для нас. Далее А. Конст-Спонвиль пишет: «Вещь в себе все же поддается осмыслению, более того, такое осмысление необходимо».
Так, может быть, эти, вскользь упоминаемые в законе «требования относительно безопасности жизни и здоровья потребителей», – совсем и не вещь в себе, а феномен, т.е. «не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от ноумена, по Платону, 427–347 гг. до н.э., – сущности, постигаемой только умом), ибо хорошо известно, что «феномен – реальность для нас». Рассуждая далее по теме, А. Конт-Спонвиль, ссылаясь на философа-экзистенциалиста Жан-Поля Шарля Эмара Сартра (1905–1980 гг.), отмечает, что феномен – «сам себя разоблачает, как есть, в абсолютном выражении, поскольку раскрывается в своей сущности. Ниже этот философ писал, что феномен относительно абсолютен, может быть изучен и описан» (Введение книги «Бытие и ничто», «L'Etre et le neant», 1943 г.).