Правовое регулирование и реализация механизма компенсации при развитии внутренней газификации регионов Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматривается правовое регулирование проблемы газификации в РФ. Нормативные правовые акты регулируют вопросы об изменении статуса земли, по которой проходит система газификации. Встает вопрос об изъятии частных земель физических и юридических лиц, а также сносе зданий, сооружений и иных построек. Отсутствует механизм законного изъятия, что порождает неправовой характер данных правоотношений и чрезмерные убытки субъектов частного права, вследствие чего множество судебных разбирательств загружают судебную систему. Механизм расчета компенсации либо фиксированный законом процент надбавки в случае несения убытков гражданами и юридическими лицами при осуществлении федеральных заказов на работы по монтажу газопроводных магистралей будет способствовать защите прав и интересов собственников и третьих лиц, чьи интересы нарушаются или ограничиваются.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 05/2024 |
Страницы | 35-37 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2024-5-35-37 |
Современное международное положение Российской Федерации в условиях специальной военной операции заставило изменить политику в отношении газификации. Происходит перераспределение рынков сбыта с внешнего на внутренний. До сегодняшнего дня на территории Российской Федерации отсутствует региональная полноценная система газораспределения, покрывающая всю территорию страны. Поручением Президента Российской Федерации по итогам Послания Федеральному Собранию предусмотрена бесплатная газификация домов, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов. На основании данного поручения Государственной Думой Российской Федерации были приняты поправки к закону о газификации от 11 июня 2021 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О газоснабжении в Российской Федерации”».
При проведении, технических работах и обслуживании газовых магистралей остро встал вопрос о сносе хозяйственных построек и жилых домов граждан. Возник серьезный вопрос об изъятии земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с действующим законодательством все постройки, находящиеся в непосредственной близости к газовым магистралям, подлежат сносу (п. 25 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Законодательство не содержит четкого определения минимального или допустимого расстояния от строения, что приводит к возникновению правового спора и необходимости вынесения судебного решения для устранения пробела в праве. Вопрос определения расстояния частично урегулирован п. 5.2 о подземном газопроводе СНиП 42-01-2002. Данный правовой акт не является источником нормы права и не носит нормативного характера, а имеет только рекомендательный характер, и ссылка на данный акт при разрешении правового спора приводит к нарушению принципа законности.
Механизм компенсации убытков гражданам и юридическим лицам законом не установлен, что побуждает субъектов правоотношений обращаться в суд, загружая органы правосудия. Решения суда по данному вопросу противоречивы и не всегда восстанавливают имущественные права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Законодатель не закрепил компенсационный механизм убытков гражданам и юридическим лицам.
Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган в рамках своей компетенции дает разъяснения и Президиум утверждает обзоры судебной практики, в том числе и в рассматриваемой сфере. Во-первых, лицо, обладающее на праве собственности имуществом, невозможно понудить осуществить снос объекта без предварительной компенсации, в случае если он не мог знать о соответствующих ограничениях. Во-вторых, помимо указанного, суд рассматривает возможность проведения реконструкции объекта недвижимости, а не только демонтажа. Судебная практика разнообразна, поэтому нельзя указывать на массовый характер данных споров, граждане и юридические лица, владеющие на праве собственности имуществом, должны будут доказывать при рассмотрении спора, что у них отсутствовали сведения о введении ограничений на земельных участках. В каждом казуальном случае рассматривается вопрос о том, за чей счет производятся работы по демонтажу или реконструкции зданий.