Дата публикации: 12.09.2024

Охотхозяйственное соглашение как гражданско-правовой договор

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Особое внимание уделяется гражданско-правовому регулированию имущественных отношений, прежде всего обязательственных, возникающих в связи с заключением и исполнением охотхозяйственного соглашения. В результате анализа законодательных положений Федерального закона «Об охоте» выявлены противоречия отдельных норм данного закона друг другу, а также его законодательных положений правовым предписаниям ГК РФ, нечеткость и неполнота некоторых законодательных положений указанного закона. При таких обстоятельствах практическое применение положений Федерального закона «Об охоте» участниками гражданского оборота затруднено или невозможно, а также может приводить к отрицательным правовым последствиям. Считаем необходимым устранение противоречий законодательных положений Федерального закона «Об охоте» действующему законодательству. Предлагается решение этих вопросов путем внесения изменений и дополнений в законодательные положения Федерального закона «Об охоте», в частности, в нормы об определении охотхозяйственного соглашения, его сторонах и содержании. Это улучшит качество законодательных положений Федерального закона «Об охоте» и обеспечит возможность их правильного практического применения участниками имущественного оборота, поскольку потребность в этом имеется. При написании статьи применялись следующие методы: общенаучные (формально-логический, системный, структурно-функциональный), общелогические методы теоретического анализа, частнонаучные методы, в том числе формально-юридический и технико-юридический анализы.




Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» (далее — Федеральный закон «Об охоте»). Наличие положения в Федеральном законе «Об охоте» о том, что имущественные отношения, связанные с оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты, регулируются гражданским законодательством, не восполняет недостаточное гражданско-правовое регулирование охотхозяйственного соглашения. Вышеуказанное отрицательно сказывается на ситуациях, когда стороной охотхозяйственного соглашения становится индивидуальный предприниматель или коммерческая организация как участники отношений, регулируемых гражданским законодательством (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)), а именно с ними заключается охотхозяйственное соглашение для привлечения инвестиций в охотничье хозяйство. Неполнота гражданско-правового регулирования вопросов, связанных с охотхозяйственным соглашением, привела к появлению в юридической литературе научных мнений о том, что охотхозяйственное соглашение не является соглашением гражданско-правового характера; охотхозяйственное соглашение сочетает в себе административно-правовые и гражданско-правовые элементы регулирования; охотхозяйственное соглашение — это особый комплексный природоресурсный договор, который содержит элементы публично-правового и частноправового характера.

Анализируя законодательные положения ст. 27 Федерального закона «Об охоте» приходим к выводу о том, что охотхозяйственное соглашение является гражданско-правовым договором. В качестве обоснования данной позиции следует указать на следующие моменты. В ч. 2 ст. 27 Федерального закона «Об охоте» имеется легальное определение охотхозяйственного соглашения, которое указывает на наличие совпадающего волеизъявления сторон, направленного на установление определенных прав и обязанностей. С этой точки зрения охотхозяйственное соглашение — это договор (п. 1 ст. 420 ГК РФ) — юридический факт — главное основание возникновения обязательственного правоотношения (п. 2 ст. 307 ГК РФ) как разновидности гражданского правоотношения. Поскольку обязательство оформляет процесс товарообмена, оно относится к группе имущественных правоотношений, являющихся предметом гражданского права. В определении охотхозяйственного соглашения указывается также, что его участниками являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и орган исполнительной власти субъекта РФ, с другой стороны. При рассмотрении вопроса о сторонах охотхозяйственного соглашения следует обратить внимание на законодательное положение о том, что стороной охотхозяйственного соглашения является орган исполнительной власти, так как оно явно противоречит действующему законодательству:

— прежде всего, положениям ГК РФ, а именно положению ст. 2 ГК РФ о том, что субъектами гражданских правоотношений могут быть публично-правовые образования, но не орган исполнительной власти и даже не орган государственной власти. Публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции (п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ);

— положению ст. 5 Федерального закона «Об охоте» о том, что участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются Российская Федерация (далее — РФ), субъекты Российской Федерации (далее — субъекты РФ), муниципальные образования.

На основании вышеизложенного предлагаем внести изменения в ст. 5 Федерального закона «Об охоте», ее новая редакция должна быть следующей: «Участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ, субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица». По нашему мнению, в качестве второй стороны в определении охотхозяйственного соглашения должен быть указан субъект Российской Федерации, которому полномочие на заключение охотхозяйственного соглашения передается Российской Федерацией в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об охоте», но не орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список литературы

1. Алиев Р.В. Юридическая характеристика охотхозяйственного соглашения / Р.В. Алиев // Юридическая наука и практика. 2021. Т. 17. № 3. С. 63–68.
2. Иванова С.В. Правовая природа охотхозяйственного соглашения / С.В. Иванова // Аграрное и земельное право. 2016. № 11 (143). С. 108–112.
3. Краева В.Н. Особенности охотхозяйственного соглашения / В.Н. Краева // Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова (22–2
4. Краева В.Н. Правовое регулирование пользования охотничьими ресурсами на закрепленных охотничьих ресурсах : диссертация кандидата юридических наук / В.Н. Краева. Москва, 2010. 236 с.

Остальные статьи