Принудительное лицензирование в сфере авторского права: перспективы и риски
Аннотация
В данной статье автор анализирует институт принудительного лицензирования применительно к сфере авторского права. Автор обращается к истокам данного института, уделяет внимание его соотношению с другими возмездными механизмами в сфере авторского права. Возможность и целесообразность применения механизма принудительного лицензирования в авторском праве анализируются с использованием зарубежного опыта. В результате автор приходит к выводу о препятствиях, лежащих на пути имплементации данного института, ввиду его слабой совместимости с природой авторских прав, а также выделяет ряд критериев, подлежащих соблюдению, для примирения подходов или минимизации противоречий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 01/2024 |
Страницы | 86-95 |
В отечественном правопорядке институт принудительного лицензирования известен в рамках права интеллектуальной собственности в первую очередь в связи с правом промышленной собственности — ст. 1362 и 1423 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусматривают возможность обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование интеллектуальной собственности при условии неиспользования или недостаточного использования самим правообладателем такого изобретения, полезной модели, промышленного образца или селекционного достижения на территории Российской Федерации, т.е. для обеспечения интересов государства и общества в широком смысле.
Тем не менее наличие общей статьи о принудительных лицензиях (ст. 1239 ГК РФ) позволяет рассуждать о применимости института к объектам авторского права. Некоторое время назад обсуждения данного вопроса лишь возросли в связи с действиями ряда зарубежных правообладателей, которые отозвали лицензии на свой контент на территории Российской Федерации. Пользуется популярностью затронутая тема и у молодых ученых в рамках недавних научных мероприятий.
В августе 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект, предусматривающий порядок использования механизма принудительного лицензирования к объектам авторских и смежных прав, правообладателями которых являются лица из недружественных стран или лица, находящиеся под их влиянием. Анализ положений законопроекта можно обнаружить в современной литературе, поэтому подробно останавливаться на его положениях в рамках данной статьи мы не будем. На этапе предварительного рассмотрения законопроекта было принято решение вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы. Указанное решение, в частности, связано с «Ответом Правового управления на соответствие требованиям статьи 104 Конституции РФ», в котором указывается на возможные дополнительные расходы федерального бюджета, так как для реализации законопроекта необходимо наделение ряда органов государственной власти новыми функциями — выдача заключения о недоступности объекта авторских и смежных прав на территории Российской Федерации уполномоченным государственным органом (Министерство культуры Российской Федерации и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).
В силу довольно формального основания снятия проекта с рассмотрения необходимо обратиться к истокам института, чтобы оценить риски, связанные с возвратом к обсуждению данной инициативы.
Одним из первых вопросов, которые следует поднять, является вопрос о международно-правовых основаниях существования института принудительного лицензирования и о соответствии обсуждаемого механизма обязательствам, которые приняла на себя Российская Федерация на основании международных договоров в данной сфере.
В первую очередь обратимся к Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Именно данный документ формирует основу существования принудительных лицензий в национальном регулировании стран-участниц как инструмента для предотвращения злоупотреблений, например, в случае неиспользования изобретения (п. А2 ст. 5 Парижской конвенции).