Теория финансового суверенитета и механизм ее реализации в публичном праве
Аннотация
В статье рассматривается важность финансового суверенитета в современном мире, особенно в контексте исследований ESG и других аспектов суверенитета. Автор подчеркивает, что финансы и финансовая система играют ключевую роль в формировании государственности и обеспечении баланса между публичным и частным интересами. Основной аргумент состоит в том, что в демократическом обществе формируется подлинный финансовый суверенитет с учетом активной позиции граждан. Автор также выделяет важность участия населения в формировании финансовой системы и развитии финансового суверенитета через оплату налогов, участие в инвестиционной деятельности и определение государственной политики в финансовой сфере. В заключение подчеркивается, что для окончательного формирования финансового суверенитета необходимо закрепление понятий «публичная собственность» и «публичные финансы» на конституционном уровне. Кроме того, исследования и проекты, направленные на развитие инвестиционной активности населения, считаются ключевыми для повышения финансового суверенитета и общественного благополучия. Аннотация выделяет актуальность понятия финансового суверенитета и его влияние на политические и экономические процессы в современном обществе, подчеркивая важность сбалансированного взаимодействия между государственными и частными интересами в области финансов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 01/2024 |
Страницы | 81-85 |
В настоящее время в России особую актуальность приобрели исследования ESG, или иначе связанные с рассмотрением суверенных прав, компетенций, политического суверенитета, суверенитета в технологической сфере, цифрового суверенитета и т.д. Особую позицию в этом ряду занимает суверенитет финансовый. Роль финансов и финансовой системы в становлении государственности сложно переоценить. В плане исторической ретроспективы, по нашему мнению, именно вокруг финансов формировались государственно-политические единицы.
Согласно теории финансового детерминизма основным элементом механизма, позволившего примирить публичный и частный интерес, является налог, который в то же время составляет основу финансовой системы. Налог как единственный способ изъятия собственности, не носящий характер наказания, в качестве основной своей задачи имеет защиту интересов собственника.
Так, Оливер Уэнделл Холмс полагал, что «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном мире». Действительно, добровольно отдавая часть собственности, собственник получает возможность безопасного использования оставшейся части, ведения бизнеса и поддержания в обществе относительного равновесия, баланса, соответствующего тому или иному периоду общественного развития.
Налоги составляют основу государственных финансов, обеспечивают функционирование государственного аппарата, нацеленного на поддержание порядка внутри государства и защиты его от внешних угроз, и создают основу перераспределения национального продукта между различными слоями в обществе. В этом и состоит сущность налогов — обеспечить баланс публичного и частного интереса. Публичный интерес заключается в обеспечении должного и равномерного уровня жизни всех членов общества, частный интерес заключается в обеспечении прав собственника и безопасности использования собственности.
Краеугольным камнем системы взаимодействия частного и публичного институтов, безусловно, является налог. В то же время вся система финансов обеспечивает механизм реализации социального баланса. Именно поэтому налог, по нашему мнению, объективно возникшее явление общественной действительности, без которого невозможно было бы существование социума в том виде, в котором мы знаем.
Современное проявление роли финансов и финансовой системы также нам хорошо известно. Так, например, санкционное давление на Российскую Федерацию в первую очередь было направлено на финансовую систему страны и ее отдельные финансовые институты. Именно от устойчивости финансовой системы зависит благополучие людей. Вот почему исключительно важно правильно понимать и теорию финансового суверенитета, и механизм его реализации, закрепленный в нормах публичного права.
Рассмотрение понятия финансового суверенитета в отрыве от понятия суверенитета государственного невозможно, поэтому основная цель настоящей статьи заключается в решении вопроса о том, является ли финансовый суверенитет самостоятельным правовым явлением либо составляет грань государственного суверенитета.
Общепризнанно, что суверенитет государства означает независимость власти на международной арене и самостоятельность властвующих субъектов внутри государства. На международной арене государства реализуют свою политику независимо от политики других государств (чему заключение различных международных договоров скорее подтверждение, чем опровержение), а внутри демократического государства власть зависит от народа. Именно народ, являясь носителем суверенитета, источником суверенитета государственной власти, определяет порядок управления государством, его политический, экономический и социальный векторы развития. Суверенитет народа, означая его право на государство, воплощается через догмы непосредственной и опосредованной демократии в суверенитет государственный, который, в свою очередь, носит абсолютный характер. Разделить суверенитет, отделить от него некую часть — означает уничтожить его.