Правовые аспекты формирования инвестиционных институтов в рамках БРИКС
Аннотация
В статье исследуются правовые аспекты формирования в сообществе БРИКС инвестиционных институтов. Автор исходит из того, что в настоящее время происходит переформатирование мирового экономического порядка, в котором существенно возрастает роль государств — участников БРИКС. Существенный сегмент экономического порядка — это инвестиционные отношения, которые переживают кризис. В результате отказа от однополярного мира происходит регионализация отношений, что требует новых подходов к регулированию в региональных объединениях, в том числе в сообществе БРИКС. Внимание уделено как материально-правовым, так и юрисдикционным проблемам этого процесса. Подчеркивается необходимость учета негативного опыта применения Вашингтонской конвенции, на основе которой создана арбитражная институция, обладающая юрисдикцией по рассмотрению международных инвестиционных споров. Автор полагает, что при принятии многосторонней инвестиционной конвенции БРИКС необходимо построить такую модель регулирования, в которой материальное право было бы увязано с процессуальным и судоустройственным правом. При этом следует выровнять баланс прав инвестора и реципиента инвестиций, сформулировать ключевые понятия — «инвестиция», «инвестор», «реципиент инвестиций». Построение инвестиционного арбитража в рамках БРИКС должно сопровождаться корреляцией этого института с институтом международного коммерческого арбитража с целью устранения неопределенности в разграничении их компетенции. Такой подход позволит исключить возможные параллельные процессы, манипулирование подведомственностью и нарушение принципа res judicata. С юридико-технической точки зрения создание системы регулирования инвестиционной активности в государствах, участвующих в БРИКС, потребует отказа от двусторонних инвестиционных соглашений и перехода к многосторонней конвенции, объединяющей членов БРИКС.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 01/2024 |
Страницы | 48-59 |
Множество различных, иной раз разнонаправленных, интересов и обстоятельств влияют на структуру международных институтов. Столкновение и, наоборот, совпадение устремлений акторов международных отношений являются причинами непрерывного изменения мирового ландшафта. Но применительно к теме настоящей статьи два глобальных фактора влекут необходимость переформатирования международной системы регулирования транснациональных инвестиционных отношений: (1) нарастание глобального влияния организации БРИКС; (2) кризис существующей в мире системы разрешения инвестиционных споров. В течение прошедшего после Второй мировой войны времени, несмотря на значительные усилия, человечество так и не сумело договориться о единых принципах регулирования международной инвестиционной деятельности на уровне всеобщей конвенции, которая бы устраивала большинство государств мира. Как следствие, потребность соответствующего регулирования реализуется в региональных конвенциях. Регионализация глобальной экономики объясняется причинами объективного свойства, поскольку изменилось отношение развивающихся стран к вопросам защиты национальной безопасности, а также участились мировые финансовые кризисы. Переформатирование международного порядка свидетельствует о необходимости формирования новых трансрегиональных международных институтов, которые, в условиях отказа от однополярного мира, будут обеспечивать нужды как политического, так и экономического свойства. К числу таких институтов следует отнести организации, которые создаются или должны быть созданы в обозримой перспективе в сообществе БРИКС, а также модели многосторонних договоров, охватывающих участников этого сообщества. Применительно к экономическому порядку важнейшее место должны занять правовые институты, обеспечивающие стабильность инвестиционных отношений между государствами — участниками БРИКС. На сегодняшний день в рамках БРИКС создано всего два института — Пул условных валютных резервов и Новый банк развития БРИКС. Однако с большой долей вероятности можно предположить рост институализации в рамках БРИКС, что требует обсуждения как с точки зрения доктрины, так и исходя из практических соображений.
Правовые модели регулирования инвестиционной активности в рамках БРИКС
В настоящее время инвестиционные отношения между государствами БРИКС, как правило, регулируются двусторонними инвестиционными соглашениями. Часть государств БРИКС присоединилась к Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (далее — Вашингтонская конвенция) и Сельской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, которые, оговоримся, регламентируют, хотя и важные, но все-таки частные вопросы: разрешение споров и страхование инвестиций. Однако даже о фундаментальном для этой области регулирования понятии инвестиций договориться на уровне всеобщей многосторонней конвенции не удается на протяжении многих десятилетий.
Между тем нарастание экономической активности в рамках БРИКС неминуемо повлечет необходимость системного регулирования в том числе инвестиционной деятельности. Системность регулирования предполагает отказ или минимизацию значения двухсторонних инвестиционных соглашений и переход к многосторонней инвестиционной конвенции, которая в то же время не будет иметь глобального характера, а должна быть направлена на обеспечение нужд в рамках ограниченного сообщества (в данном случае — в рамках БРИКС). Эксперты подчеркивают, что эта концепция, получившая наименование доктрины «региональных мини-сторонних отношений», отражает тенденцию отказа от глобализма как идеи, с которой не согласны большинство государств мира.
В этой «инвестиционной конвенции БРИКС» должны быть установлены единые принципы инвестирования, правовой режим инвестиций, правовой статус инвестора и реципиента инвестиций, понятие и содержание инвестиционного контракта, стандарты защиты прав инвестора, механизмы защиты прав инвестора и государства — реципиента инвестиций, условия и стандарты экспроприации инвестиций, ответственности сторон за неисполнение обязательств, условий инициирования процедур, в рамках которых происходит урегулирование разногласий между участниками инвестиционных отношений и разрешения инвестиционных споров.
Между тем при формировании модели многостороннего инвестиционного соглашения в рамках БРИКС необходимо принимать во внимание отрицательный опыт в этой сфере международной хозяйственной активности в период после Второй мировой войны. В частности, следует учитывать негативные последствия, ставшие результатом диспропорций, которые были заложены в международное инвестиционное право, касающиеся баланса прав инвесторов и реципиентов инвестиций. Вряд ли возникнут сомнения относительно того, что государства БРИКС в экономическом смысле не равны. Гипотетически это может повлечь ту же разбалансировку в отношениях, которая имела место при формировании модели инвестиционного регулирования, существовавшей в мировой практике в предшествующие десятилетия. Таким образом, в процессе подготовки многосторонней конвенции об инвестициях в государствах — членах БРИКС необходимо сбалансировать интересы как инвесторов, так и реципиентов инвестиций, каковыми, по общему правилу, являются государства.