Эволюция института публичного порядка в странах англо-американской правовой семьи
Аннотация
В статье рассматривается процесс развития института публичного порядка в некоторых государствах англо-американской правовой семьи. В качестве эмпирической базы исследования выбраны правовые системы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Ирландии и Канады. Рассмотрены основные примеры судебной практики данных государств, которые способствовали формированию института публичного порядка. Делается вывод об отсутствии определения понятия «публичный порядок». При этом публичный порядок каждого рассмотренного государства учитывает национальные и местные особенности и условия, социальные, экономические и культурные соображения. Делается вывод, что роль института публичного порядка в национальных правовых системах будет все более возрастать, становясь одним из основных принципов, обеспечивающих защиту национальных интересов и правильное функционирование государственного механизма и правовой системы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 01/2024 |
Страницы | 39-47 |
Существующий институт публичного порядка (англ. — public policy) является одним из самых противоречивых в праве современных государств, в отношении которого не сформировалось общепризнанного мнения среди ученых разных периодов и современных исследователей. Некоторые представители юридической науки даже называют идею публичного порядка такой же старой, как и сама концепция права, так как данный институт является неотъемлемой частью практически каждой правовой системы, что недвусмысленно отражает озабоченность государств-участников защитой своего публичного порядка.
Возникновение института публичного порядка в государствах англо-американской правовой семьи относится к XIV в., когда английское право начало признавать данную концепцию, считавшуюся тождественной справедливости, естественному праву, «праву разумности», божественному праву. Уже в то время праву Англии была известна концепция, близкая к современному публичному порядку и базировавшаяся на «законах разума», которые «написаны в сердце каждого человека и говорят ему, что делать, а чего избегать». Классически для Великобритании концепция публичного порядка эволюционировала путем толкования судьями данного механизма права в судебных прецедентах. Суды обычно учитывали и оценивали выгоду общества, прибегая к новым судебным постановлениям. Дело Дайера 1414 г. считается первым, в котором упоминается концепция противоречия общему праву, которая означает, что все действия, наносящие вред обществу, также наносят ущерб публичному порядку.
Первоначальное назначение публичного порядка сводилось к тому, что эта концепция использовалась как инструмент для отказа в удовлетворении исковых требований или вообще отказа в иске из-за того, что основание иска не соответствовало нормам права, или нарушала моральные устои тогдашнего общественного устройства, или противоречила интересам общины, или же приводила к греху перед церковью и населением.
Как отдельная концепция «публичный порядок» в английском праве впервые был упомянут в решении по делу Mitchel v. Reynolds 1711 г., касавшемся ограничений в торговле, установленных договором. Хотя договор был признан действительным, судом было отмечено, что такие договоры, ограничивающие торговлю в целом, противоречат публичному порядку. В дальнейшем одно из первых определений публичного порядка в английском праве было предложено лордом Хардвиком в 1750 г., который хотя и политизировал концепцию публичного порядка, тем не менее указывал, что договоры, нарушающие его, являются «общим злом» для общества и государства. В решении по делу Holman v. Johnson, которое стало одним из первых случаев в английском праве, когда суд прямо признал, что некоторые аспекты иска, рассматриваемого судом, могут быть рассмотрены в соответствии с иностранным правом, был сделан вывод, что суды не должны использовать свои ресурсы для того, чтобы помочь человеку, чье основание для иска базируется на незаконном или безнравственном основании.