Права человека между Востоком и Западом: проблемы и подходы
Аннотация
В данной статье проводится попытка сравнения подходов к правам человека на Востоке и Западе с позиции философии права. Статья состоит из пяти частей. В первой части дается краткий обзор зарождения современной концепции универсальных прав человека в том виде, в котором она получила отражение в международных документах; рассматриваются истоки этой концепции и ее соотношение с концепцией культурного релятивизма. Вторая часть посвящена социокультурным особенностям понимания прав человека на Востоке и Западе. В третьей части рассматривается несколько наиболее «модернизированных» систем представлений о правах человека: исламская, конфуцианская и буддистская, а также предпринимается попытка сравнить восточные концепции прав человека и западные по критерию ценностей. Четвертая часть опирается на выводы третьей о том, что западная культура ориентируется на внешний облик человека, в то время как восточная сосредоточится на внутреннем, поэтому у людей из разных культур будут разные задачи и разные права — исходя из этих задач; здесь делается попытка раскрыть содержание основных прав человека на Востоке. В пятой, заключительной, части авторы приходят к выводу, что культурные обоснования прав человека являются неотъемлемой частью Востока и Запада, при этом ни универсализм, ни релятивизм не могут быть использованы в качестве самостоятельного подхода. Первый — потому что вообще не допускает каких-либо разночтений в правах человека, а второй — потому что является удобным в теории, но сложно реализуемым на практике. В качестве адекватного решения предлагается так называемый относительный универсализм, который сочетает в себе ценность Всеобщей Декларации прав человека как основополагающих условий появления и наличия прав, а также признание важности культурнорелигиозного обоснования прав человека. Таким образом, он, с одной стороны, позволяет создать примерно одинаковые для всех стран условия, но наполнить их абсолютно уникальным внутренним содержанием и даже набором прав и обязанностей.
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 01/2024 |
Страницы | 15-29 |
Права человека между универсализмом и релятивизмом
Современные международные и национальные системы регулирования прав человека основаны на идеях западной политико-правовой мысли. Европейское правосознание приписывает правам человека такие черты, как универсальность, неотъемлемость, естественный характер, не подвергая сомнениям их всеобщность. Несмотря на это, конвенциональный принцип универсальности прав человека не раз сталкивался с критикой со стороны правительств ряда восточных государств.
Исторически концепция прав человека берет свое начало в греческой и римской философии, а также в их переосмыслении западной философией эпохи Просвещения. И хотя на Западе в целом идеи просветителей разделяются до сих пор, философы и исследователи права отмечают их кризис. Дискурс о пересмотре концепции прав человека особенно остро звучит в работах философов конца XX — начала XXI вв.: Х. Арендт, С. Жижека, Д. Агамбена и других. Рассуждения политических теоретиков сводятся к тому, что права человека в современном видении содержат множество внутренних противоречий и не проходят проверку на уважение к «альтернативным», незападным культурам.
Эволюция прав человека прослеживается через развитие концепции естественного права и естественных прав и до возрождения естественного права после Второй мировой войны. Английская, американская и французская конституционные революции XVII–XVIII вв. и сопутствующие им декларации часто изображаются как прародители современных документов, посвященных правам человека, а труды Локка и Монтескье, среди прочих, рассматриваются как их философская база. Соответственно, прослеживается и расширение прав и свобод человека от «свободы совести, слова, свободы от нужды и от страха» к более широкому спектру.
Если строго рассматривать права человека как права некоего обладателя, противостоящего всем остальным, особенно государству и его производным, то эволюция прав человека имеет исключительно западное происхождение. Это становится еще более очевидным, если рассмотреть их прагматические, а не теоретические основы.
По сути, права человека были задуманы как инструменты борьбы с угнетением автократических правителей и исключением их из политического процесса. Так, Американская Декларация независимости и последовавший за ней Билль о правах, французская Декларация прав и обязанностей человека были направлены на ограничение угнетения со стороны будущих правительств. С этими идеями тесно связана концепция демократического участия в управлении государством. Таким образом, права человека изначально были прямым продуктом эволюции современного демократического государства, а современное демократическое государство, несомненно, имеет западное происхождение.
Прочный фундамент существования прав человека пошатнулся уже в XX в. в период закрепления прав человека в конвенциональных правовых системах. В конце XX в., следуя точному выражению из «Истоков тоталитаризма», сторонники универсализма «впервые столкнулись с людьми, которые действительно потеряли все другие качества и специфические отношения, за исключением того, что они все еще оставались людьми». Появились страны и философии, несогласные с принципом универсальности из-за иного правосознания и отношения к характеру власти в целом.
Заявление Американского антропологического общества в Комиссии ООН по правам человека, высказанное в рамках обсуждения предлагаемой Декларации, привлекло внимание Комиссии к идее, что другие культуры могут не поддаться убеждению догматикой Кодекса прав человека, ориентированного преимущественно на Запад:
«Она [Декларация] не будет убедительна для индонезийца, африканца, индийца, китайца, если она будет лежать в одной плоскости с подобными документами более раннего периода. Права человека в двадцатом веке не могут быть ограничены стандартами какой-либо отдельной культуры или продиктованы чаяниями какого-либо одного народа».
Это наблюдение ввело в дискуссию о правах человека понятие культурного релятивизма. Хотя культурный релятивизм был использован в качестве общего термина для утверждения, что все права человека являются культурными производными, он берет свое начало в изучении антропологии, где он возник в начале XX в. как реакция на теорию культурного эволюционизма. Центральным постулатом культурного эволюционизма была идея естественного развития человеческих обществ от примитивных к современным, заложенная в самой их основе, а европейская цивилизация должна будет выступить вершиной такого прогресса.