О конституционно-правовом закреплении публичного статуса адвокатуры
Аннотация
Данная статья посвящена осмыслению конституционно-правового закрепления публичного статуса адвокатуры как негосударственного института общественного устройства, служащего механизмом реализации конституционных гарантий верховенства права и судебной защиты прав. На основе философии нового времени и базовых постулатов общей теории конфликта в работе рассматривается конкурентный процесс познания истины в правосудии путем организации системы в виде имитируемого управляемого конфликта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Адвокатская практика № 03/2024 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/1999-4826-2024-3-2-7 |
Нормативно-правовое регулирование традиционно принято разделять на частное и публичное. Первое является способом реализации личных прав и интересов индивида, второе — обеспечивает общественный (публичный) интерес и служит механизмом трансляции общей воли носителей власти от ее источника. Им, согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ, является многонациональный народ России. Именно он принял действующую Конституцию России, являющуюся, по сути, формализованным общественным договором, в котором определены основные начала организации общества и сформированы публичные институты, его составляющие. Это вовсе не означает, что отсутствие упоминания адвокатуры в Основном законе страны не позволяет отнести ее к публичному институту общественного устройства. Как указал Конституционный Суд РФ, хотя Конституция Российской Федерации не содержит положений, непосредственно определяющих статус адвоката и адвокатуры, вместе с тем конституционные положения ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 48 в их системном истолковании применительно к ч. 3 ст. 123, а также сформулированные на их основе правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации предполагают урегулирование статуса адвоката и адвокатуры в федеральном законе таким образом, чтобы они отвечали своему конституционному предназначению как элементу механизма реализации конституционных прав на судебную защиту и на квалифицированную юридическую помощь.
Важно отметить, что составной частью нормативного устройства согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Это предполагает включенность правового регулирования России в общецивилизационный контекст современного развития человечества, отражение в нем фундаментальных мировоззренческих основ. К числу таких основ, вне всякого сомнения, относятся принципы справедливого правосудия. Правосудие в таком понимании является не реализацией некоей трансцедентной воли властного субъекта, но инструментом трансляции власти от источника посредством определенных законом механизмов и в рамках определенных законом процедур и гарантий. Это урегулированный нормами права конкурентный процесс взаимодействия необходимых профессиональных элементов правосудия, который должен обеспечить надлежащую реализацию воли, выраженной в праве, от источника власти к участнику конкретного правоотношения.
Сказанное позволило Конституционному Суду РФ сформулировать позиции, согласно которым публичные начала в правовой природе и статусе адвокатуры обусловлены, во-первых, тем, что, возникая в связи с реализацией права на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ), эти отношения протекают во взаимосвязи с функционированием институтов судебной власти. А во-вторых, реализуемое адвокатурой право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ) является частью механизма обеспечения гарантий ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, формирующей состязательный характер и равенство сторон при отправлении правосудия. Конституционный Суд РФ отмечает, что публичная юридическая деятельность по охране прав и свобод граждан осуществляется системой государственных органов и негосударственных институтов, к числу которых относится адвокатура.