О правовой природе подарочных карт
Аннотация
В статье авторы рассуждают о правовой природе подарочных карт. Авторы предлагают классификацию подарочных карт по различным основаниям. На основе судебной практики проводится изучение взглядов правоприменителя на подарочные карты. Авторы полагают, что подарочные сертификаты относятся к договорам смешанного вида. Признавая потребителя слабой стороной в случае присоединения его к публичным договорам, которыми судебная практика признает различные правила выпуска и обращения подарочных карт, многие положения Правил, которые не только прямо расходятся с положениями Закона о защите прав потребителей, но и просто не урегулированы Законом о защите прав потребителей, признаются неправомерными и неприменимыми (например, о сроках предъявления подарочных карт продавцу, о возможности возвращения денег по подарочному сертификату без приобретения конкретного товара). Указывая на опасность злоупотребления правами, авторы предлагают восполнить выявленные пробелы в законодательстве путем внесения дополнений в Закон о защите прав потребителей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 08/2024 |
Страницы | 13-18 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2024-8-13-18 |
Подарочные карты прочно вошли в нашу жизнь. Если какое-то время назад они использовались только отдельными крупными торговыми марками, магазинами, производителями и т.д., то теперь подарочная карта является полноценным подарком, который презентуют и частным лицам, и служащим различных организаций, в том числе государственным служащим. Такой подарок удобен тем, что бенефициар сам выбирает себе конкретный товар или услугу в том или ином магазине, сети магазинов, торговом центре или в той или иной сфере оказания услуг. Такой подарок удобен и продавцам, поскольку владельцы подарочных карт, скорее всего, пожелают воспользоваться скидкой на тот или иной товар или услугу, вследствие чего количество продаж увеличится.
Мы можем выделить такие распространённые виды подарочных карт, как:
1) Подарочный сертификат с указанной на карте суммой покупки;
2) Подарочный сертификат без указания конкретной суммы покупки (бонусно-накопительный);
3) Банковская карта.