Дата публикации: 06.06.2024

Дисциплинарная ответственность за неурегулирование конфликта интересов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок

Аннотация

От неотвратимости соразмерного дисциплинарного взыскания за неурегулирование конфликта интересов во многом зависит предупреждение и пресечение «рентоориентированного» поведения служащего органа публичной власти субъекта РФ при исполнении им должностных обязанностей, в частности связанных с осуществлением закупочной деятельности для государственных (муниципальных) нужд. В статье акцентируется внимание на неопределенности оснований дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения, отсутствии критериев малозначительности в служебном законодательстве, что негативно сказывается на единообразии правоприменительной практики.




В современных реалиях Российское государство представляет собой «осажденную со всех сторон крепость». Россия вынуждена противостоять военно-политическим и экономическим угрозам, проводить активную внешнюю политику, направленную на создание безопасных «геополитических оболочек», защищающих территорию страны.

С целью подрыва экономической базы и воспрепятствования развитию российской экономики Евросоюз и США систематически вводят ограничительные меры против Российской Федерации. Советом Европейского союза утвержден очередной тринадцатый пакет санкций. Беспрецедентное санкционное давление активизировало дальнейшее формирование цифрового суверенитета государства и ускорило процесс цифровизации отдельных отраслей экономической деятельности.

Масштабную модернизацию претерпевает рынок государственных (муниципальных) закупок. Цифровизация закупочной деятельности проводится в условиях импортозамещения, в том числе иностранного программного обеспечения, легализации параллельного импорта, поддержки отечественных поставщиков, в частности субъектов малого предпринимательства.

В Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) внесены изменения, «сокращающие и упрощающие этапы, процедуры и сроки закупок. Определение поставщика осуществляется в основном посредством конкурса, аукциона или запроса котировок в электронной форме». Вводится обязательный цифровой структурированный контракт по конкурентным процедурам, проект контракта формируется с использованием единой информационной системы (п. 1 ч. 2 ст. 51).

 Правительство РФ и высший исполнительный орган города федерального значения Москвы получили право предусматривать дополнительные случаи осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). «В то же время для многих регионов определение единственного поставщика по государственным контрактам без проведения конкурсных процедур является специфическим коррупциогенным фактором», создающим потенциальные возможности для злоупотреблений.

Список литературы

1. Рерих Л.А. Коррупционные правонарушения в сфере государственных (муниципальных) закупок / Л.А. Рерих // Конституционное и муници-пальное право. 2023. № 11. С. 66–69.
2. Соколова О.С. Скрытая аффилированность как инструмент диагностики конфликта интересов в сфере противодействия коррупции / О.С. Соко-лова // Современное право. 2019. № 9. С. 35–39.
3. Цирин А.М. Понятие скрытой аффилированности и способы ее выявле-ния / А.М. Цирин, С.Н. Матулис // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 164–174.

Остальные статьи