Контроль за решениями и действиями органов исполнительной власти в арбитражном судопроизводстве
Аннотация
Анализируется роль арбитражных судов в регулировании отношений между исполнительной властью и субъектами предпринимательской деятельности, в том числе применительно к проблемам защиты прав предпринимателей в арбитражных судах. Подчеркивается необходимость адаптации законодательства и судебной практики к новым экономическим и политикоправовым условиям, значимость альтернативных методов разрешения споров, таких как медиация, для целей минимизации нагрузки на судебную систему. Обосновывается целесообразность оптимизации процедуры рассмотрения судебных дел, в том числе посредством повышения квалификации судей и разработки новых методических подходов к их разрешению.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 06/2024 |
Страницы | 69-71 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-6-69-71 |
Необходимость судебного контроля за органами исполнительной власти обусловлена соблюдением защиты прав граждан, в том числе субъектов предпринимательства. Судебный контроль служит гарантией того, что действия (бездействие) исполнительной власти соответствуют закону и не противоречат Конституции Российской Федерации, а также содействует предотвращению злоупотреблений в деятельности органов публичной власти, коррупции и произвола со стороны этих органов; судебный контроль также способствует формированию правосознания граждан.
В ряде случаев законодатель предусматривает обязательный досудебный (административный) порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти. Это касается некоторых налоговых споров, применительно к которым Конституционный Суд РФ сформулировал важное положение о том, что законодательство, требующее обязательного административного обжалования решений налоговых органов перед обращением в суд, поддерживает баланс общественными и частными интересами, содействует урегулированию нарушений прав граждан и организаций налоговыми органами, обеспечивая «эффективное разрешение конфликтов». По его мнению, такой подход укрепляет возможность предварительного разрешения споров, что соответствует полномочиям законодателя и праву на справедливое судопроизводство.
Вышеуказанные требования во многом учтены в предписаниях ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), предусматривающих передачу экономических споров в арбитражный суд лишь после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если таковой установлен федеральным законом. Соответственно, в ряде случаев субъектам предпринимательской деятельности необходимо исходить из требований о досудебных процедурах административного обжалования. Если же искомый результат не будет достигнут, то действия исполнительной власти подлежат оспариванию в арбитражном суде.
Необходимо особо отметить виды индивидуальных актов, подлежащих оспариванию по правилам арбитражного судопроизводства. К ним относятся единоличные либо коллегиальные решения органов или должностных лиц, наделенных публичными полномочиями, в том числе принятые в устной или письменной форме, либо применительно к волеизъявлениям, имеющим правовые последствия для физических лиц или организаций в сфере публичных правоотношений.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 АПК РФ», в арбитражных судах не подлежат оспариванию акты налоговых, таможенных проверок; акты контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В то же время Верховный Суд РФ разъяснил, что в арбитражных судах оспариваются индивидуальные решения, принятые на основании этих актов; документированная информация, в том числе удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний.