Дата публикации: 06.06.2024

К вопросу реализации идеи экономии административной репрессии в отношении несовершеннолетних лиц

Аннотация

Большая часть правонарушений совершается в ночное время, и чтобы обеспечить безопасность подрастающего поколения на территории России, был введен запрет на нахождение лиц, не достигших 18-летнего возраста в общественных местах без сопровождения родителей в определенное время суток. В статье на основе анализа федерального и регионального законодательства рассматриваются особенности применения данной меры принуждения в превентивных целях, а также вносятся предложения ее нормативной регламентации как меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.




Порядок привлечения несовершеннолетних лиц к административной ответственности, условия применения к ним мер принуждения и назначения наказания осуществляются с учетом особенностей их психического и физического развития, что рекомендовано международными нормами и прослеживается в законодательстве Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в ст. 23.2 указывает, что дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДНиЗП). Напомним, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Закон № 120-ФЗ) несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, а в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ к административной ответственности привлекается лицо, достигшее к моменту совершения административного деликта 16-летнего возраста. Таким образом, если противоправное деяние было совершено лицом, достигшим возраста административной ответственности, но не достигшим возраста совершеннолетия, дело об административном правонарушении будет рассмотрено КДНиЗП. Это правило распространяется и на момент наступления совершеннолетия лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, поскольку, согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании норм, действовавших во время совершения противоправного деяния.

Также данная комиссия рассматривает ряд других правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, так или иначе касающихся несовершеннолетних лиц: ст. 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»; ст. 5.36 «Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей»; ст. 6.10 «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ»; ст. 6.23 «Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» КоАП РФ.

 Следует подчеркнуть, что КДНиЗП имеет юрисдикционные полномочия на назначение двух (предупреждение и административный штраф) из десяти, предусмотренных КоАП РФ, видов административных наказаний. Остальные восемь (напомним, что административный арест не применяется к несовершеннолетним лицам) являются прерогативой суда, поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ комиссия может передать материалы дела об административном правонарушении, касающиеся несовершеннолетних, на рассмотрение судьи. Такая правовая позиция подтверждается судебной практикой.

Если же речь идет об административном правонарушении в области безопасности движения, которое совершил несовершеннолетний, орган или должностное лицо, получившие дело, могут передать его в КДНиЗП. Кроме того, в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ КДНиЗП обладает полномочиями принять решение об освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности, заменяя наказание мерами воздействия, учитывая обстоятельства дела и характеристики личности последнего, что способствует более гибкому и индивидуальному подходу к каждому случаю.

Список литературы

1. Закопырин В.Н. Проблемы освобождения несовершеннолетних от административной ответственности / В.Н. Закопырин // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 3 (25). С. 40–44.
2. Пономарев А.В. Проблемы применения и перспективы совершенствования административного воздействия, применяемого в отношении несовершеннолетних / А.В. Пономарев, С.Ю. Русанова, Э.А. Османов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Ве
3. Цындря В.Н. Характеристика элементов структуры санкций норм права об административной ответственности / В.Н. Цындря // Административное право и процесс. 2023. № 12. С. 40–43.

Остальные статьи