Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение законодательных требований к распространению интернет-рекламы
Аннотация
С 1 сентября 2023 г. в силу вступили изменения административного законодательства, предусматривающие ответственность за нарушения требований к распространению интернет-рекламы. Соответствующие требования предполагают обязательную маркировку рекламных материалов и предоставление о них данных в Единый реестр интернет-рекламы. В представленной статье проведен анализ указанных новелл административного законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что маркировка интернет-рекламы — это сложный и многоаспектный процесс, в рамках которого недопустимым является распространение противоправного поведения. В данном контексте введение административной ответственности за нарушение законодательных требований к распространению интернет-рекламы оценивается как своевременное и обоснованное. На основе проведенного исследования сформулировано предложение о необходимости дополнения санкций ч. 15–17 ст. 14.3 КоАП РФ наказанием в виде предупреждения в целях всестороннего обеспечения соразмерности правовых последствий за вышеназванные нарушения с учетом специфики функционирования рекламораспространителей и рекламодателей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 06/2024 |
Страницы | 43-45 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-6-43-45 |
Интернет-пространство в настоящее время является одной из основных площадок интенсификации различных государственно и общественно значимых процессов, в том числе в рамках развития экономической деятельности, поскольку позволяет оперативно распространять и обмениваться необходимой информацией в многообразных форматах. Существенное влияние масштабное распространение интернет-ресурсов оказало и на развитие рыночных отношений не только в Российском государстве, но и по всему миру в целом. В настоящее время достаточно просто приобрести необходимые товары и услуги, в том числе получив весьма развернутую информацию о ее характеристиках, качестве и др.
Важно отметить, что в рамках развития российской экономики и рыночных отношений пристальное внимание уделяется вопросам рекламы. Рекламные правоотношения имеют весьма многоаспектную природу. С одной стороны, реклама – это информация, целью распространения которой является привлечение и поддержание интереса к определенному объекту. С другой стороны, данные правоотношения ориентированы на весьма специфические законодательные требования как к содержанию, так и к распространению подобной информации. Еще одной значимой характеристикой современной рекламы является ее качественное многообразие.
В современной правовой науке проводится множество исследований, посвященных проблемам создания и распространения рекламы. Однако наибольший интерес заявленная тематика представляет в контексте существенных изменений законодательства о рекламе, связанных с введением обязательной маркировки данных информационных материалов. С 1 сентября 2022 г. в Федеральном законе «О рекламе» появилась новая норма, регламентирующая специфику рекламных правоотношений в сети «Интернет». Подобные нововведения представляются весьма справедливыми и своевременными, поскольку в настоящее время рекламные правоотношения в большинстве своем перешли на использование интернет-пространства.
В целях обеспечения прослеживаемости рекламы российский законодатель определил следующую модель: всем рекламным материалам должны присваиваться специальные идентификаторы, которые являются уникальными цифровыми обозначениями. При этом данные о соответствующих материалах подлежат включению в Единый реестр интернет-рекламы, что необходимо для учета соответствующей информации. В указанном реестре хранятся весьма развернутые данные о рекламе, ее распространителях, размещении, затраченных средствах и др. Кроме того, передача соответствующих данных в реестр осуществляется через операторов рекламных данных. С октября 2022 г. этот статус был присвоен ООО «Яндекс оператор рекламных данных» («Яндекс»), ООО «Озон ОРД» (Ozon), ООО «ОРД-А» (AmberData), ООО «Лаборатория разработки» («Сбер»), ООО «Первый ОРД» («Вымпелком», известный под брендом «Билайн»), ООО «ВК рекламные технологии» (VK), ООО «Медиаскаут» (МТС).