Дата публикации: 06.06.2024

Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по порядку составления протокола об административном правонарушении

Аннотация

В статье анализируются процессуальные нормы, регламентирующие порядок возбуждения дела посредством составления должностным лицом протокола об административном правонарушении. Выявленные в нормативном регулировании пробелы постепенно восполняются Верховным Судом РФ. В статье аккумулированы правовые позиции Верховного Суда РФ относительно порядка составления самого важного процессуального документа — протокола об административном правонарушении с целью обращения внимания должностных лиц, осуществляющих правоприменительные функции, на необходимость соблюдения всех процессуальных правил с целью обеспечения принципа законности.




Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает ряд процессуальных требований к протоколу об административном правонарушении, при нарушении которых ставится под угрозу принцип законности привлечения к административной ответственности. Такая зависимость основного правового принципа от содержания процессуального документа обусловлена тем, что именно протокол об административном правонарушении является важнейшим документом в материалах дела, поэтому при его составлении следует проявить скрупулезность.

При составлении названного протокола первостепенное внимание должно быть уделено соблюдению функционального и институционального порядка. Иными словами, документирование правонарушения требует наличия полномочий у должностного лица соответствующего органа на возбуждение дела по конкретной статье. Названные полномочия определяются как ст. 28.3 КоАП РФ, так и ведомственными нормативными правовыми актами, среди которых можно назвать Приказ МВД № 685, Приказ Минфина № 120н, Приказ Федеральной пробирной палаты № 137н, Приказ Росгвардии № 498 и многие другие.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом не является существенным недостатком. В случае такого составления материалы дела возвращаются лицу, которое их составило. Это означает, что составление протокола неуполномоченным лицом влечет невозможность дальнейшего движения дела, но в целом не отменяет возможности привлечения нарушителя к административной ответственности. Такой подход обусловлен необходимостью соблюдения принципа неотвратимости ответственности за содеянное, что позволяет предотвратить возможность избежания ответственности за совершенное деяние, даже в случае допущения должностным лицом процессуальной ошибки. Данный тезис соотносится с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ о невозможности возбуждения дела, по которому уже имеется постановление о его прекращении.

Поскольку административная ответственность одного лица за одно и то же правонарушение может возникнуть лишь единожды, в протоколе об административном правонарушении необходимо обязательно указывать дату, время и точное место его совершения. Это особенно важно, так как человек может совершить два одинаковых правонарушения в разное время и в разных местах, особенно при отложенном выявлении этих нарушений, например, при использовании видеокамер, работающих в автоматическом режиме.

При составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо, его составляющее, обязано предоставить возможность участия в деле лицу, в отношении которого ведется производство. Такая возможность необходима для обеспечения реализации процессуальных прав данного лица, включая право на защиту, право давать объяснения, право представлять доказательства, а также право заявлять мотивированные отводы и другие. Поэтому должностное лицо обязано оповестить субъекта, в отношении которого будет возбуждено дело об административном правонарушении, о предстоящем составлении протокола.


Остальные статьи