Дата публикации: 06.06.2024

Особенности квалификации административных правонарушений, связанных с управлением многоквартирными домами

Аннотация

В статье анализируются вопросы квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 7, 22, ч. 1 ст. 7.23.3 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и затрагиваются проблемы их разграничения между собой.




Законодательством России устанавливается административная ответственность за ряд действий, в результате которых нарушаются правила пользования и эксплуатации жилых помещений. В частности, юридическая ответственность устанавливается в отношении лиц, главная функция которых состоит в использовании и содержании такой недвижимости. Среди подобных нарушений, несомненно, заслуживает быть выделенным несоблюдение правил ремонта жилых домов. Кроме того, законодатель предусмотрел административную ответственность за нарушения порядка и правил признания жилых домов непригодными для проживания, а также самовольную перепланировку жилых помещений и их перевод в разряд нежилых и др. (ст. 7.22 КоАП РФ).

Без внимания законодателя не остались и правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании специальных договоров. Так в ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за данные нарушения. Равным образом административно наказуемым является нарушение лицензионных требований в этой области (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ).

Как показывает практика, много вопросов вызывает проблема разграничения составов административных правонарушений, закрепленных в ч. 1 ст. 7.22 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Для решения этого вопроса необходимо прежде всего исходить из содержания Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 255-ФЗ), в котором подробно изложен порядок управления многоквартирными домами на основании лицензии.

Согласно ст. 7 названного закона такие субъекты, как юридические лица и индивидуальные предприниматели, в компетенцию которых входит управление многоквартирными домами, до 1 мая 2015 г. должны были получить специальную лицензию, дающую право на осуществление управления многоквартирными домами. Без лицензии данный вид деятельности был запрещен.

Изменение законодательства по вопросам управления многоквартирными домами требует детального изучения. Так, в качестве общего правила, жилищное законодательство (Жилищный кодекс РФ) установило необходимость наличия у соответствующего субъекта предпринимательской деятельности лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора (ст. 192 ЖК РФ). Правда, из этого правила есть исключения, которые предусмотрены ч. 1.3 ст. 161 и ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.


Остальные статьи