Дата публикации: 06.06.2024

Подзаконное нормотворчество исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Аннотация

Реализация полномочий главы исполнительной власти субъекта РФ, как правило, осуществляется органами исполнительной власти, в связи с чем его функционал в области исполнительной власти наиболее существенен. Он формирует и руководит высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также обладает законодательными и надзорно-контрольными полномочиями. Глава региона осуществляет правотворческую деятельность — издает указы (постановления) и распоряжения, обязательные для исполнения в соответствующем субъекте РФ. Однако издаваемые им и органами исполнительной власти нормативные правовые акты должны приниматься на основании Конституции РФ и во исполнение любого уровня законов.




Одним из основных конституционных принципов функционирования органов исполнительной власти является законность. Роль данного принципа для органов исполнительной власти очень значима, так как их главное предназначение состоит в осуществлении деятельности по исполнению нормативных правовых актов.

На теоретическом уровне принципы законности в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ исследовались в диссертационных работах И.Р. Александровой («Проблемы обеспечения конституционной законности в организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Ставрополь, 2009), Р.И. Елагина («Конституционная законность в организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Москва, 2003), И.А. Макарова («Законность в деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Воронеж, 2009) и др.

Фундаментальными научными трудами в рассматриваемой сфере являются работы таких ученых, как С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, Д.Н. Бахрах, Д.А. Керимов, С.А. Комаров, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Л.А. Морозова, B.C. Нерсесянц, Ф.М. Рудинский, Ю.И. Скуратов.

Подзаконное нормотворчество главы исполнительной власти и самих органов исполнительной власти субъекта РФ направлено на своевременную, прямую и неукоснительную реализацию законов, что способствует их применению. В этом случае принцип законности сочетает в себе элементы правотворчества и правоприменения. Причем значимость данного принципа особо велика в периоды социальных преобразований, когда эффективная реализация определяемых законодателем мер в первую очередь подразумевает создание действенного исполнительно-распорядительного механизма, главной составляющей которого является принятие подзаконных нормативных правовых актов. В настоящее время законодательная активность регионов стала увеличиваться, что в некотором роде затрудняет функционирование исполнительно-распорядительного механизма и ведет к возникновению проблемы в сфере обеспечения законности нормативных актов исполнительных органов. В иерархии нормативных правовых источников подзаконные акты органов исполнительной власти имеют меньшую юридическую силу по отношению к акту высшей юридической силы (федеральное законодательство, основные законы и законы субъектов РФ) и не должны им противоречить. Несмотря на это, довольно часто возникают случаи противоречия принимаемых органами исполнительной власти нормативных правовых актов законам. «В практике подзаконного нормотворчества встречаются и такие нарушения, как отсутствие правовых оснований издания акта; принятие акта во исполнение отмененного федерального закона; неправильный выбор федерального закона в процессе применения акта; нарушение компетенции органа; несоответствие содержания акта объему полномочий принявшего его субъекта; неправильное использование понятий и терминов; превышение допустимой степени самостоятельности конкретизирующих и дополнительных норм; нарушение порядка подготовки и принятия акта и др.».

В связи с тем что подзаконные акты превалируют в иерархической взаимозависимости, возникающие нарушения законности создают причинно-следственные связи, которые, в свою очередь, можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным причинам можно отнести: необдуманность и поспешность в принятии нормативных актов, несоблюдение технологии нормотворческого процесса, некомпетентность отдельных разработчиков.

Список литературы

1. Замотаева Е.К. Обеспечение законности нормативных правовых актов органов исполнительной власти / Е.К. Замотаева // Журнал российского права. 2010. № 9. С. 24–37.
2. Замотаева Е.К. Процедуры судебного оспаривания нормативных правовых актов органов исполнительной власти и должностных лиц в Российской Федерации / Е.К. Замотаева // Исполнительная власть: проблемы организации и деятельности. Труды кафедры конституционног
3. Ишеков К.А. Реализация конституций и уставов субъектов Российской Федерации органами государственной власти: конституционно-правовое исследование : монография / К.А. Ишеков. Москва : РПА Минюста России, 2013. 275 с.
4. Комаров С.А. Оптимизация федерального и регионального законотворчества: постановка проблемы и возможные пути решения / С.А. Комаров, Н.В. Козлова // Государство, право, управление — 2007 : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (г. Мо
5. Митюченко Л.С. Проблемы обеспечения законности нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации / Л.С. Митюченко, О.С. Нижних // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3. С. 314–315.

Остальные статьи