Дата публикации: 06.06.2024

К вопросу о методологии административно-правового регулирования в сфере экономики

Аннотация

К широкому обсуждению предлагается авторское видение, сформированное в определенный алгоритм, методологии правового регулирования общественных отношений в сфере экономики, а также методологических особенностей именно административно-правового регулирования. Помимо традиционных методологических элементов — предмета, метода, средств правового регулирования, доказывается необходимость применения междисциплинарного, системно-деятельностного, уровневого подходов, разработки терминосистемы и системы принципов, основанных на поставленной к достижению цели.




Экономическая сфера — одна из самых сложных областей общественных отношений для правового регулирования. В ней наиболее остро смыкаются частные интересы производителей и других участников рыночных отношений и публичный интерес государства и общества, для которых устойчивое экономическое развитие является значимым гарантом внешнего и внутреннего государственного суверенитета, что особенно явно в сложившейся политической обстановке. Тем более что государство выступает не только внешним регулятором, стремящимся выровнять баланс между частноправовым и публичным воздействием, но и само является участником экономических отношений, а также собственником имущества, переданного субъектам, осуществляющим экономическую деятельность.

Еще на заре построения советского государства, когда многие вопросы его воздействия на экономику находились на этапе становления, особенно в свете опыта империалистической стадии развития капитализма в России, Е.Б. Паушканис видел принципиальную часть проблемы в том, что происходит обратное действие надстроечного явления (права) на базисное (экономику), тогда как в теории именно экономика определяет социальную сферу общества и степень ее развития.

По прошествии практически века влияние социального, в частности правового регулирования как предпосылки, которую нужно учитывать при изучении экономических явлений, не вызывает сомнений, при том оно характерно и для экономически высокоразвитых государств, и не только в кризисные периоды. При этом современный уровень правового регулирования при перманентно нарастающей интенсивности развития общественных отношений требует разработки методологических основ совершенствования этого процесса.

Необходимость в такой разработке обусловлена как растущим количеством законодательных и других нормативных правовых актов, зачастую содержательно не соответствующих, а то и противоречащих друг другу, так и повышением интереса к изучению проблем правового регулирования отдельных видов общественных отношений не только юристов, но и представителей других наук — экономистов, политологов, социологов. Применительно к регулированию экономических отношений это еще и поиск оптимального соотношения публичного и частного правового регулирования, межотраслевого взаимодействия гражданского, предпринимательского, уголовного и административного права. В этой связи неизбежны различные методологические подходы, которые необходимо подвести под единый знаменатель для получения качественного результата.

С диалектических позиций под методологией понимается как сущностное — учение о научном методе познания, так и внешнее (деятельное) выражение — совокупность методов, средств и принципов организации, применяемых в практически-преобразующей деятельности, основанной на сформированных знаниях. Именно это значение методологии как совокупности методов, средств и логической организации деятельности подразумевается в словосочетании «методология правового регулирования». При этом оно неразрывно связано с методологией научного исследования объекта правового регулирования, в нашем случае — общественных отношений в экономической сфере.

Список литературы

1. Бакулина Л.Т. Правовое регулирование с позиций деятельностного подхода / Л.Т. Бакулина // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. № 6. С. 7–12.
2. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики / А.В. Малько // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 66–77.
3. Мальцев Г.В. Правовое регулирование как социальный процесс / Г.В. Мальцев // Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации : монография / ответственный редактор Н.С. Соколова. Москва : Издательство Российск
4. Муромцев Г.И. Правовая политика: вопросы методологии / Г.И. Муромцев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2005. № 6 (263). С. 14–25.
5. Паушканис Е.Б. Экономика и правовое регулирование / Е.Б. Паушканис // Революция права. 1929. № 4. С. 12–32; № 5. С. 20–37.
6. Публичная власть: система, компетенции : монография / М.Н. Кобзарь-Фролова, Е.Л. Васянина, Е.В. Виноградова [и др.] ; под общей редакцией М.Н. Кобзарь-Фроловой. Воронеж : Научная книга, 2021. 237 с.
7. Пугинский Б.И. Методологические вопросы правоведения / Б.И. Пугинский // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2010. № 1. С. 6–19.
8. Сморчкова Л.Н. Обязательная маркировка товаров средствами идентификации как инструмент административно-правового воздействия на экономические отношения / Л.Н. Сморчкова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2021. Т. 21. №
9. Сморчкова Л.Н. Правовой режим обязательных требований как средства административно-правового регулирования экономических отношений / Л.Н. Сморчкова // Право и практика. 2021. № 1. С. 49–53.
10. Тарасов Н.Н. Объект и предмет юридической науки: подходы и методологические смыслы различения / Н.Н. Тарасов // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2010. № 1 (288). С. 20–35.

Остальные статьи