К вопросу о методологии административно-правового регулирования в сфере экономики
Аннотация
К широкому обсуждению предлагается авторское видение, сформированное в определенный алгоритм, методологии правового регулирования общественных отношений в сфере экономики, а также методологических особенностей именно административно-правового регулирования. Помимо традиционных методологических элементов — предмета, метода, средств правового регулирования, доказывается необходимость применения междисциплинарного, системно-деятельностного, уровневого подходов, разработки терминосистемы и системы принципов, основанных на поставленной к достижению цели.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 06/2024 |
Страницы | 15-18 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-6-15-18 |
Экономическая сфера — одна из самых сложных областей общественных отношений для правового регулирования. В ней наиболее остро смыкаются частные интересы производителей и других участников рыночных отношений и публичный интерес государства и общества, для которых устойчивое экономическое развитие является значимым гарантом внешнего и внутреннего государственного суверенитета, что особенно явно в сложившейся политической обстановке. Тем более что государство выступает не только внешним регулятором, стремящимся выровнять баланс между частноправовым и публичным воздействием, но и само является участником экономических отношений, а также собственником имущества, переданного субъектам, осуществляющим экономическую деятельность.
Еще на заре построения советского государства, когда многие вопросы его воздействия на экономику находились на этапе становления, особенно в свете опыта империалистической стадии развития капитализма в России, Е.Б. Паушканис видел принципиальную часть проблемы в том, что происходит обратное действие надстроечного явления (права) на базисное (экономику), тогда как в теории именно экономика определяет социальную сферу общества и степень ее развития.
По прошествии практически века влияние социального, в частности правового регулирования как предпосылки, которую нужно учитывать при изучении экономических явлений, не вызывает сомнений, при том оно характерно и для экономически высокоразвитых государств, и не только в кризисные периоды. При этом современный уровень правового регулирования при перманентно нарастающей интенсивности развития общественных отношений требует разработки методологических основ совершенствования этого процесса.
Необходимость в такой разработке обусловлена как растущим количеством законодательных и других нормативных правовых актов, зачастую содержательно не соответствующих, а то и противоречащих друг другу, так и повышением интереса к изучению проблем правового регулирования отдельных видов общественных отношений не только юристов, но и представителей других наук — экономистов, политологов, социологов. Применительно к регулированию экономических отношений это еще и поиск оптимального соотношения публичного и частного правового регулирования, межотраслевого взаимодействия гражданского, предпринимательского, уголовного и административного права. В этой связи неизбежны различные методологические подходы, которые необходимо подвести под единый знаменатель для получения качественного результата.
С диалектических позиций под методологией понимается как сущностное — учение о научном методе познания, так и внешнее (деятельное) выражение — совокупность методов, средств и принципов организации, применяемых в практически-преобразующей деятельности, основанной на сформированных знаниях. Именно это значение методологии как совокупности методов, средств и логической организации деятельности подразумевается в словосочетании «методология правового регулирования». При этом оно неразрывно связано с методологией научного исследования объекта правового регулирования, в нашем случае — общественных отношений в экономической сфере.