Дата публикации: 06.06.2024

Традиционализм и прагматизм в административно-правовой науке

Аннотация

Рассматриваются особенности реформирования основополагающих институтов административно-правовой науки в современных политико-правовых условиях. Понятийный аппарат административного права ныне не отвечает своему предназначению, в особенности это касается категории «государственное управление». На примере германского административного права обосновывается сосуществование различных учебных курсов, в том числе «учение об управлении», «общее административное право», «полицейское право» и «право общественного порядка», представляющих собой самостоятельные учебные дисциплины. Соответствующие различия приняты также в Германии и при проведении научных изысканий. В новых политико-правовых условиях предмет административного права заключен прежде всего в исследовании базисных институтов исполнительной власти, при этом теоретические постулаты должны соответствовать своему прагматическому предназначению. Предметом изучения нового курса административного права должны стать не только его традиционные категории, но и понятия «публичное имущественное отношение», «особый публичный орган или организация», применительно к последним особое значение имеет исследование организационно-правовых форм деятельности государственных корпораций в их взаимоотношениях с исполнительной властью.


Ключевые слова


Новая административно-правовая наука нуждается в качественном понятийном аппарате, отвечающем своему предназначению и соответствующем реалиям действующего административного законодательства. Любая дефиниция должна устанавливать суть определяемого понятия, отличающую его от иных сходных терминов и определений. В этом смысле понятийный аппарат административно-правовой науки советского периода, повсеместно находящийся в обиходе и в новейших исследованиях, не отвечает своему предназначению. Прежде всего это касается умозрительных, абстрактных и схоластичных терминов и определений, во многих случаях выявляющих суть того или иного научного понятия посредством иных неопределенных терминов.

Сказанное относится как к безуспешным попыткам определить содержание понятия «государственное управление», так и к обезличенному теоретизированию, вводящему в псевдонаучный обиход громоздкие и бессодержательные категории, никоим образом не адаптированные к новому административному законодательству, в состав которого ныне входят не только публично-правовые, но и цивилистические предписания, сопричастные административно-правовому регулированию. Прежде всего это касается методов разрешительной политики (публичного санкционирования), закрепленных в Гражданском кодексе предписаний о государственной регистрации и лицензировании, а также предписаний, относимых к легитимным методам изъятия имущества у правомерного собственника в публичных целях или к административным наказаниям, таким как реквизиция и конфискация (ст. 242, 243 ГК РФ), влекущим прекращение права собственности на основе решения суда (п. 1 ст. 243 ГК РФ), либо на бессудной (административной) основе (п. 1 ст. 242, п. 2 ст. 243 ГК РФ).

Административное право ныне всецело испытывает влияние различных методов познания, основанных на устоявшемся советском терминологическом базисе либо адаптированных к существующим политико-правовым реалиям исследования основополагающих постулатов исполнительной власти. Апологеты традиционалистского подхода отстаивают незыблемость методов административно-правовых изысканий и преподавательской деятельности, с их точки зрения, они теоретически давно доказаны и уже в силу этого неизменны и не нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Изъяны подобных подходов очевидны, они не учитывают поступательного развития исполнительно-распорядительной деятельности и обусловленного им пересмотра прежних догматических методов исследования и преподавания административного права.

Приверженцы прагматических методов исследования основополагающих публично-правовых институтов доказывают необходимость их адаптации на основе практики административного строительства, иными словами, любые теоретические построения применимы лишь в той мере, в которой они соответствуют существующим политико-правовым условиям. Административно-правовые догматы должны отвечать своему предназначению в условиях длящегося десятилетиями общественного и экономического реформирования, лишь в этом случае можно обосновать наличие надлежащего теоретического базиса.

Список литературы

1. Агапов А.Б. Административная ответственность : учебник для вузов / А.Б. Агапов. 10-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2024. 495 с.
2. Агапов А.Б. Административное право. Общая часть : учебник для вузов / А.Б. Агапов. 13-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2024. 493 с.
3. Агапов А.Б. Административное право. Публичные процедуры. Особенная часть : учебник для вузов / А.Б. Агапов. 13-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2024. 444 с.
4. Besonderes Verwaltungsrecht / eds. by S. Bachmann, G. Baumgartner, R. Feik [et al.]. 8. Auflage. Wien ; NewYork : Springer, 2010. 608 s.
5. Knemeyer F.-L. Polizei- und Ordnungsrecht / F.-L. Knemeyer. 7. Auflage. München, 1998. 302 s.
6. Lecheler H. Verwaltungslehre. Kurzlehrbuch / H. Lecheler. Stuttgart ; München ; Hannover, 1988. 304 s.
7. Ulrich Battis. Allgemeines Verwaltungsrecht / Ulrich Battis. 2. Auflage. Heidelberg, 1997. 456 s.

Остальные статьи