Дата публикации: 06.06.2024

О системе публичного управления

Аннотация

В статье рассматривается соотношение системы публичной власти и системы публичного управления. Показано, что эти системы не идентичны: первая существенно уже, чем вся система публичного управления. Отмечается, что функции публичного управления, реализуются в работе самых различных субъектов, к которым относятся многочисленные органы и организации. Аргументируется, что такие функции, как выработка на публичном уровне политики, планирование и координация, а также надзор, остаются в основном прерогативой тех или иных публичных органов, а регулирование и распорядительство стали осуществляться и иными юридическими лицами. Утверждается, что такие функции, как анализ, прогнозирование, организация и особенно контроль, присущи многим субъектам, не имеющим публично-властных полномочий, но фактически активно участвующим в процессе публичного управления. Делается вывод, что государственные корпорации, государственные компании и ряд иных организаций, в том числе муниципальных, являются субъектами системы публичного управления.




Мы уже писали, что с появлением в Конституции Российской Федерации понятия «единая система публичной власти» как совокупности органов местного самоуправления и органов государственной власти усилился научный интерес к системе публичного управления. Конечно, проблемы публичного управления и ранее рассматривались в юридической литературе, но, поскольку этот термин, во-первых, фактически не отражен в законодательстве, а во-вторых, само публичное управление объединяет разные информационно-управленческие концепции (что существенно осложняет понимание механизма его реализации), актуальность исследования соответствующих вопросов с признанием публичной власти очевидна.

Известно, что в развитие указанного конституционного положения в ст. 2 Федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации» определено, что составной частью единой системы публичной власти помимо органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в их совокупности являются также иные государственные органы, т.е. органы, не входящие в конституционную триаду органов государственной власти. Однако в Федеральном законе «О Государственном Совете Российской Федерации» ничего не говорится об организациях, наделенных публичными функциями, хотя отдельные из них осуществляют в том числе властно-распорядительные действия по правовому регулированию, осуществлению контроля и надзора в определенных областях публичного управления, а некоторые — даже юрисдикционные полномочия.

Конечно, федеральными законами, в частности Федеральным законом «О Государственном Совете Российской Федерации», дальнейшее расширение конституционного понимания системы публичной власти проблематично, но это никак не ограничивает формирование достаточно широкой системы публичного управления. Дело в том, что система властных публичных органов и система органов публичного управления не идентичны. Первая существенно уже, чем вся система публичного управления, точно так же, как и совокупность органов государственной власти и иных государственных органов, входящих в систему государственного управления, меньше, чем вся система государственного управления.

Ведь подавляющее большинство действий, связанных с осуществлением управления и называемых функциями управления, реализуются в работе самых различных субъектов, к которым относятся многочисленные органы и организации. При классификации этих функций различные авторы, исходя из тех или иных критериев, обычно различают от 7–8 до 10–12 разнообразных управленческих действий. Мы, выделяя десять функций государственного, как и публичного, управления, относим к ним: анализ; прогнозирование; выработку государственной (публичной) политики; планирование; регулирование; организацию; распорядительство; координацию; контроль; надзор.

Список литературы

1. Архипова Н.И. Организационное управление / Н.И. Архипова, В.В. Кульба, С.А. Косяченко [и др.]. Москва : РГГУ, 2007. 733 с.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления : курс лекций / Г. В. Атаманчук. Москва : Омега-Л, 2004. 584 с.
3. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления / В.И. Кнорринг. Москва : Норма, 2001. 528 с.
4. Мильнер Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. Москва : ИНФРА-М, 2013. 848 с.
5. Россинский Б.В. Значение организаций, реализующих государственно-властные полномочия, в системе публичного управления / Б.В. Россинский // Административное право и процесс. 2024. № 2. С. 3–9.
6. Россинский Б.В. Исполнительная власть в системе государственного управления / Б.В. Россинский. Москва : Норма, 2023. 376 с.
7. Россинский Б.В. Роль системы публичной власти в реализации функций государственного управления / Б.В. Россинский // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. № 4. С. 77–85.
8. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика / Ю.А. Тихомиров. Москва : Формула права, 2010. 400 с.
9. Тихомиров Ю.А. Современное публичное право : монографический учебник / Ю.А. Тихомиров. Москва : Эксмо, 2008. 448 с.
10. Чиркин В.Е. Основы публично-правового управления / В.Е. Чиркин. Москва : МПСУ, Воронеж : МОДЭК, 2016. 488 с.
11. Чиркин В.Е. Публично-правовое образование / В.Е. Чиркин. Москва : Норма, 2011. 336 с.
12. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права / В.Е. Чиркин. Москва : Норма, 2007. 352 с.
13. Энциклопедия государственного управления в России. В 4 томах. Т. 3. М — О / под общей редакцией В.К. Егорова. Москва : Издательство РАГС, 2005. 344 с.
14. Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права. Вопросы теории / О.А. Ястребов. Москва : Наука, 2010. 382 с.

Остальные статьи