О системе публичного управления
Аннотация
В статье рассматривается соотношение системы публичной власти и системы публичного управления. Показано, что эти системы не идентичны: первая существенно уже, чем вся система публичного управления. Отмечается, что функции публичного управления, реализуются в работе самых различных субъектов, к которым относятся многочисленные органы и организации. Аргументируется, что такие функции, как выработка на публичном уровне политики, планирование и координация, а также надзор, остаются в основном прерогативой тех или иных публичных органов, а регулирование и распорядительство стали осуществляться и иными юридическими лицами. Утверждается, что такие функции, как анализ, прогнозирование, организация и особенно контроль, присущи многим субъектам, не имеющим публично-властных полномочий, но фактически активно участвующим в процессе публичного управления. Делается вывод, что государственные корпорации, государственные компании и ряд иных организаций, в том числе муниципальных, являются субъектами системы публичного управления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 06/2024 |
Страницы | 3-6 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-6-3-6 |
Мы уже писали, что с появлением в Конституции Российской Федерации понятия «единая система публичной власти» как совокупности органов местного самоуправления и органов государственной власти усилился научный интерес к системе публичного управления. Конечно, проблемы публичного управления и ранее рассматривались в юридической литературе, но, поскольку этот термин, во-первых, фактически не отражен в законодательстве, а во-вторых, само публичное управление объединяет разные информационно-управленческие концепции (что существенно осложняет понимание механизма его реализации), актуальность исследования соответствующих вопросов с признанием публичной власти очевидна.
Известно, что в развитие указанного конституционного положения в ст. 2 Федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации» определено, что составной частью единой системы публичной власти помимо органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в их совокупности являются также иные государственные органы, т.е. органы, не входящие в конституционную триаду органов государственной власти. Однако в Федеральном законе «О Государственном Совете Российской Федерации» ничего не говорится об организациях, наделенных публичными функциями, хотя отдельные из них осуществляют в том числе властно-распорядительные действия по правовому регулированию, осуществлению контроля и надзора в определенных областях публичного управления, а некоторые — даже юрисдикционные полномочия.
Конечно, федеральными законами, в частности Федеральным законом «О Государственном Совете Российской Федерации», дальнейшее расширение конституционного понимания системы публичной власти проблематично, но это никак не ограничивает формирование достаточно широкой системы публичного управления. Дело в том, что система властных публичных органов и система органов публичного управления не идентичны. Первая существенно уже, чем вся система публичного управления, точно так же, как и совокупность органов государственной власти и иных государственных органов, входящих в систему государственного управления, меньше, чем вся система государственного управления.
Ведь подавляющее большинство действий, связанных с осуществлением управления и называемых функциями управления, реализуются в работе самых различных субъектов, к которым относятся многочисленные органы и организации. При классификации этих функций различные авторы, исходя из тех или иных критериев, обычно различают от 7–8 до 10–12 разнообразных управленческих действий. Мы, выделяя десять функций государственного, как и публичного, управления, относим к ним: анализ; прогнозирование; выработку государственной (публичной) политики; планирование; регулирование; организацию; распорядительство; координацию; контроль; надзор.