Систематизация обязательных требований: современное состояние и пути совершенствования
Аннотация
В статье поднимается дискуссия о дизайне перечня обязательных требований на примере административно-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции. В представленной работе выдвигается гипотеза, что существующий подход к систематизации перечней обязательных требований требует своего совершенствования ввиду невозможности точно определить, оценка каких обязательных требований будет являться предметом контроля, а также обсуждается проблема несовершенства дизайна реестра обязательных требований с точки зрения бизнеса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 05/2024 |
Страницы | 64-66 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-5-64-66 |
Государство предпринимает широкий спектр мер, в целях повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в России и обеспечения высокого уровня соблюдения обязательных требований к предпринимательской деятельности. В рамках регуляторной гильотины был принят Федеральный закон № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», предложивший новое для науки административного права понятие «обязательные требования».
В задачи регуляторной гильотины входит создание в сферах регулирования системы понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам. В рамках выполнения данной задачи были созданы два реестра, действие которых направлено на систематизацию обязательных требований и информирования заинтересованных лиц.
Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2020 г. № 1722 (далее — Постановление № 1722) была установлена обязанность для органов государственной власти размещать на официальных сайтах перечни нормативных правовых актов (НПА) с их текстами, содержащих обязательные требования.
Для систематизации обязательных требований ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 31 июля 2020 № 247-ФЗ предусмотрено создание Реестра обязательных требований, порядок формирования и ведения которого установлен Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 128 (далее — Правила ведения реестра). Данный реестр размещен на сайте в информационной сети Интернет: https://ot.gov.ru/.
Как можно увидеть, с начала реализации регуляторной гильотины проделана внушительная работа по систематизации и упрощению доступа к обязательным требованиям, однако на текущий момент не затрагивался вопрос, насколько выбранная форма доведения до контролируемых лиц предъявляемых обязательных требований действительно позволяет предпринимателям понять, какие требования требуется соблюдать. Это имеет большее значение, поскольку доступность обязательных требований — не только возможность легкости в их нахождении, но и возможность их понять без обращения к специалистам. Если доступность в первом случае более чем достигнута, то доступность с точки зрения ясности и однозначности требует исследования, поскольку повышение такого качества реестров позволит снизить расходы бизнеса на соблюдение обязательных требований.