Дата публикации: 18.04.2024

О принципах введения обязательных требований и их оценки применения

Аннотация

В статье с учетом норм законодательства Российской Федерации, позиций Конституционного Суда Российской Федерации и научных взглядов анализируются принципы введения и оценки применения обязательных требований. Обосновывается целесообразность закрепления принципа соразмерности, чтобы обеспечивался баланс защищаемых законами ценностей и лица, обязанные соблюдать требования, не подвергались чрезмерному обременению.




Экономическое развитие страны, необходимость защиты различных ценностей, определенных законами, и формирования новой системы актуальных требований обусловили принятие Федерального закона об обязательных требованиях. Этим законом регулируется процедура принятия правовых актов, устанавливающих требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, их деятельности и объектам в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, выполнение которых проверяется в рамках различных видов оценки.

Для достижения цели, а именно для защиты определенных законами ценностей, Закон о требованиях устанавливает систему принципов, которым должны соответствовать новые требования. Это законность, обоснованность обязательных требований, правовая определенность и системность, открытость и предсказуемость, а также исполнимость обязательных требований, соблюдение которых необходимо обеспечить на этапе подготовки проекта НПА, содержащего обязательные требования.

Казалось бы, данный перечень принципов является исчерпывающим, но, забегая вперед скажем, что содержание обязательных требований должно также отвечать принципам законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом. А значит, можно сделать вывод, что перечень принципов определения обязательных требований является открытым и включает в себя как общие принципы, так и специальные (отраслевые).

Один из ключевых принципов введения требований — это принцип законности, поставленный Законом о требованиях во главу угла.

Широко известно, что вообще принцип законности является основным, универсальным принципом правовой системы, конституционным принципом.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права : учебник / С.С. Алексеев. 2-е изд., перераб.
2. и доп. Москва : Велби, 2008. 576 с.
3. Зайцев Д.И. Генеалогия административного усмотрения / Д.И. Зайцев // Сибирское юридическое обозрение. 2023. Т. 20. № 3. С. 272–284.
4. Полежаев Д.А. О некоторых вопросах публичного управления в сфере общего образования при формировании и ведении реестра обязательных требований / Д.А. Полежаев // Административное право и процесс. 2024. № 1. С. 66–68.
5. Полежаев Д.А. Особенности подготовки федеральных нормативных правовых актов управления, содержащих обязательные требования / Д.А. Полежаев // Законы России: опыт, анализ, практика. 2023. № 11. С. 28–32.
6. Старостин С.А. Административные реформы в период Российской Империи / С.А. Старостин // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 1. С. 39–47.
7. Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное / Ю.А. Тихомиров // Государство и право. 1999. № 8. С. 5–12.
8. Тихомиров Ю.А. Публичное право : учебник / Ю.А. Тихомиров. Москва : Бек, 1995. 496 с.

Остальные статьи