Проблема разработки регионами страны рациональных нормативно-правовых основ стратегического управления
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы разработки рациональных нормативно-правовых основ стратегического управления регионами страны, в каких бы природно-климатических и метеорологических условиях они ни находились. Возникший диссонанс между теорией и практикой стратегического управления в России объясняется многими причинами, в том числе и результатом перехода на новые экономические отношения. Однако от этого проблема легче не становится. По мнению авторов, процесс разработки нормативно-правовых основ стратегического управления регионами страны должен быть подчинен принципам автономности ведения экономико-хозяйственной деятельности каждого конкретного региона, обеспечивающей экономическую самодостаточность, развития наиболее энергоемких направлений в экономике каждого отдельного региона, государственного регулирования экономической деятельности регионов страны в аспекте координации экономических связей между регионами и т.д.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 05/2024 |
Страницы | 50-52 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-5-50-52 |
Управление на любом уровне, в том числе и на стратегическом, начинается с процесса планирования и заканчивается реализацией запланированных мероприятий с оценкой их эффективности. Исходя из этого, возможные ошибки в стратегическом управлении могут быть допущены как на этапе планирования, так и в процессе реализации проекта. Учитывая энергоемкость государственных проектов, специалисты-эксперты принимают всесторонние меры по исключению ошибок в планировании стратегического управления государством. В 2000 г. был создан Центр стратегических разработок, задачей которого является подготовка долгосрочной стратегии развития страны. Однако на самом деле все не так просто. На наш взгляд, основой любого планирования является нормативно-правовая база стратегического управления, которая в настоящее время включает в себя огромное количество государственных актов, которые должны регулировать как процесс стратегического планирования, так и процесс стратегического управления государством. Нормативно-правовое регулирование процессов стратегического планирования в России постоянно совершенствуется в соответствии с развитием общества, совершенствованием информационных технологий и показателями социально-экономического состояния жизнедеятельности населения, и в настоящее время мы имеем огромный перечень государственных актов, в той или иной степени регулирующих данный процесс. Более того, российские ученые и практики имеют богатейший опыт как стратегического планирования, так стратегического управления государством, их научные труды изучаются не только в отечественных, но и в зарубежных высших учебных заведениях. Казалось бы, проблем в этой сфере не должно быть вообще. Однако не все так гладко. Оказывается, проблемы есть везде, и причем очень серьезные.
Основные положения стратегического планирования определены Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и некоторыми другими государственными актами. Однако реально положения законодательных актов не стали принципами в практической деятельности стратегического планирования, а само стратегическое планирование превратилось в огромную бумажную бюрократию. Причиной тому, по всей видимости, отсутствие системности в процессе стратегического планирования и низкий контроль за исполнением принятых управленческих решений. А в целом с научной точки зрения отсутствует рациональная методология стратегического планирования в государстве. Представляется, что наиболее эффективным механизмом координации процесса планирования мог бы стать программный подход, предусматривающий согласованность документов стратегического планирования с бюджетной стратегией, стратегией денежно-кредитной политики и другими документами социально-экономического развития государства. В результате нет эффективного плана — нет и развития. Более того, многие эксперты в органах исполнительной власти ориентируются преимущественно на краткосрочное и среднесрочное планирование, игнорируя стратегическое планирование как что-то иллюзорное и неосуществимое. Можно по-разному оценивать такое положение дел в Правительстве — как низкий профессиональный уровень сотрудников государственного аппарата, неверие в долгосрочное планирование или еще как-то. Налицо факт — рационального стратегического плана нет.
В целях более рационального решения проблемы регионального развития в 2004 г. в России было создано Министерство регионального развития. Однако никаких реально ощутимых результатов это не дало. Как гласит народная мудрость, «а воз и ныне там». Так в чем же причина слабого развития регионов России? Одни винят чиновников, другие ученых, третьи кивают на отсутствие настоящих управленцев в системе исполнительной власти. Возможно, все понемногу правы, но реально ситуация, к сожалению, к лучшему не меняется. Как говорят историки, Россия на протяжении всей своей истории демонстрировала метание из стороны в сторону, так и не найдя рационального направления развития.
Может быть, в стратегическом планировании не учитываются интересы регионов, или мы ошибочно в основном ориентируемся только на развитые регионы, или, может быть, запланированные мероприятия не выполняются в силу объективных и субъективных причин и, конечно же, в силу нашей лени и бездеятельности. Конечно, думаем, что причина не одна, их целый перечень, но поскольку мы осуществляем государственный подход к решению региональных проблем, то принципиально наша задача — обеспечить населению страны в целом равные социально-политические и экономические возможности, в каком бы регионе они ни проживали.