Примирение сторон как основание прекращения производства по делу об административном правонарушении: перспективы имплементации в административно-деликтный процесс
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы внедрения примирения сторон в качестве основания прекращения производства по делу об административном правонарушении. В статье приводится сравнительный анализ оснований прекращения производства по уголовного делу и по делу об административном правонарушении с однородными объектами, по результатам которого автор приходит к заключению о различном объеме прав, предоставленных законодателем лицам, привлекаемым к уголовной и административной ответственности. Основываясь на изученной юридической литературе по заданной теме, автор статьи делает вывод об очевидной необходимости реформирования административно-деликтного законодательства путем имплементации примирения сторон в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в административно-деликтный процесс, что позволит обеспечить справедливый баланс объема прав лиц, привлекаемых к административной и уголовной ответственности, а также публичных интересов и прав, свобод и законных интересов личности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 05/2024 |
Страницы | 44-46 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-5-44-46 |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит закрытый перечень оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, который перечислен в ст. 24.5 КоАП РФ.
При этом, в отличие от Уголовного кодекса РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности прекращения производства пo делу об административных правонарушениях в связи примирением сторон.
Указанное обстоятельство вызывает определенный диссонанс при сравнительном анализе возможных результатов рассмотрения однообъектных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.
Ярким примером, который часто приводится в юридической литературе, является наличие возможности прекращения уголовного дела по ч. 1 ст. 264 УК РФ в отношении лица, причинившего по неосторожности тяжкий вред здоровью человека ввиду нарушения Правил дорожного движения, и ее отсутствие в отношении лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ (нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (вреда здоровью средней тяжести)).
Отсутствие права на прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с примирением сторон в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях проверялось на предмет соответствия положениям Конституции РФ Конституционным Судом РФ в 2013 г. Предметом оценки была жалоба А.М. Малкoва, который в подтверждение своих доводов также ссылался на положения указанных выше статей.