Дата публикации: 18.04.2024

Примирение сторон как основание прекращения производства по делу об административном правонарушении: перспективы имплементации в административно-деликтный процесс

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы внедрения примирения сторон в качестве основания прекращения производства по делу об административном правонарушении. В статье приводится сравнительный анализ оснований прекращения производства по уголовного делу и по делу об административном правонарушении с однородными объектами, по результатам которого автор приходит к заключению о различном объеме прав, предоставленных законодателем лицам, привлекаемым к уголовной и административной ответственности. Основываясь на изученной юридической литературе по заданной теме, автор статьи делает вывод об очевидной необходимости реформирования административно-деликтного законодательства путем имплементации примирения сторон в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в административно-деликтный процесс, что позволит обеспечить справедливый баланс объема прав лиц, привлекаемых к административной и уголовной ответственности, а также публичных интересов и прав, свобод и законных интересов личности.




Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит закрытый перечень оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, который перечислен в ст. 24.5 КоАП РФ.

При этом, в отличие от Уголовного кодекса РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности прекращения производства пo делу об административных правонарушениях в связи примирением сторон. 

Указанное обстоятельство вызывает определенный диссонанс при сравнительном анализе возможных результатов рассмотрения однообъектных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Ярким примером, который часто приводится в юридической литературе, является наличие возможности прекращения уголовного дела по ч. 1 ст. 264 УК РФ в отношении лица, причинившего по неосторожности тяжкий вред здоровью человека ввиду нарушения Правил дорожного движения, и ее отсутствие в отношении лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ (нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (вреда здоровью средней тяжести)).

Отсутствие права на прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с примирением сторон в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях проверялось на предмет соответствия положениям Конституции РФ Конституционным Судом РФ в 2013 г. Предметом оценки была жалоба А.М. Малкoва, который в подтверждение своих доводов также ссылался на положения указанных выше статей.

Список литературы

1. Дорошков В.В. Частное обвинение: правовая теория и судебная практика : монография / В.В. Дорошков. Москва : Норма, 2000. 143 с.
2. Карнозова Л. Восстановительное правосудие: идеи и перспективы для России / Л. Карнозова, Р. Максудов, М. Флямер // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 42–48.
3. Куценко Т.М. Проблематика осуществления медиативных процедур в производстве по делам об административных правонарушениях / Т.М. Куценко // Административное право и процесс. 2022. № 1. С. 46–49.
4. Мартынов А.В. Агностицизм административной ответственности (к юбилею доктора юридических наук, профессора Ю.П. Соловья) / А.В. Мартынов // Административное право и процесс. 2018. № 7. С. 47–53.
5. Панкова О.В. Медиация в производстве по делам об административных правонарушениях: возможность или неизбежность? / О.В. Панкова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 6. С. 81–84.
6. Попугаев Ю.И. Некоторые концептуальные положения по оптимизации процессуальной части КоАП РФ / Ю.И. Попугаев // Административное право и процесс. 2019. № 8. С. 32–35.
7. Хуртин Д.О. Особые основания освобождения от административной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности / Д.О. Хуртин // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 925–928.

Остальные статьи